Аналитики прогнозируют, что активное развитие технологий по возобновляемым источникам энергии и принятие стратегий в области климата в ближайшее время приведут к сокращению спроса на топливо. Многие европейские страны уже ввели запрет на продажу новых автомобилей на двигателе внутреннего сгорания (вступает в действие в различных странах начиная с 2025 года), а к 2050 году Евросоюз планирует добиться «нулевых» выбросов парниковых газов.
Те государства, которые не осознали вектора развития мировой экономики, рискуют оказаться на обочине истории, образуя периферию, необходимую для снабжения высокоразвитых стран ресурсами, чтобы потом импортировать химическую продукцию и готовые изделия, произведенные из своего же сырья.
На этом фоне практически все зарубежные нефте- и газодобывающие государства, в том числе Персидского залива и Северной Африки, реализуют свое преимущество и интенсивно развивают нефтегазохимическую промышленность.
Даже соседние, обладающие углеводородными ресурсами, республики проявляют в этой сфере активность.
В России действуют 12 НГХ комплексов, в год производящих около 5,5 млн. тонн полиэтилена и полипропилена. Планируется строительство еще шести кластеров, выпускающих до 7 млн. тонн в год.
В Азербайджане мощности по производству полиэтилена и полипропилена (один комплекс) составляют более 300 тыс. тонн в год, в Туркменистане (два комплекса) – 550 тыс. тонн.
В Узбекистане имеется 2 комплекса, выпускающих – около 600 тыс. тонн полипропилена и полиэтилена. После расширения производственной мощности Шуртанского ГХК общее производство в стране полимеров полностью покроет внутреннюю потребность. Более того, Узбекистан предусматривает к 2030 году реализацию 31 химических и нефтегазохимических инвестиционных проектов расчетной стоимостью 12,1 млрд. долларов США.
В то же время в Казахстане на 2021 год производилось всего около 50 тыс. тонн полипропилена в год (один комплекс), в то время как мы ежегодно импортируем только пластмасс и изделий из них на 2 млрд. долл. США и этот показатель постоянно растет.
Однако этот тренд, ведущий к серьезному отставанию даже внутри нашего центральноазиатского региона, действующему руководству республики удалось все-таки изменить. Отсутствие в стране нефтехимии и газопереработки высоких переделов, что «ни в какие ворота не лезет», отметил Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, поставив перед правительством конкретные задачи в этой отрасли:
- создание диверсифицированной, технологичной экономики;
- создание новых производственных циклов высокого передела;
- развитие новых направлений переработки;
- привлечение инвестиций в строительство нефтехимических и газоперерабатывающих комплексов в западных областях Казахстана;
- системное решение вопроса полноценного доступа обрабатывающих предприятий к отечественному сырью по приемлемым ценам.
Для реализации этих задач возникла необходимость заняться планированием на пять и более лет вперед, чтобы формировать долгосрочные тенденции, а не реагировать на сиюминутные события.
В результате уже в следующем 2021 году был принят Национальный проект «Устойчивый экономический рост для благосостояния казахстанцев», куда вошли ряд якорных НГХ проектов. И уже в текущем году введен в эксплуатацию первый интегрированный нефтегазохимический завод по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн, что вывело нашу страну на одну из ведущих позиций в регионе.
Нефтегазохимию с уверенностью можно назвать мультипликатором стоимости. Продвигаясь по технологической цепочке от сырья до полупродуктов, химикатов, полимеров и изделий из них в этой отрасли идет наращивание цены до 15 раз от стоимости исходного сырья.
Полимеры становятся основой для развития новых производств (выпуск холодильников, кондиционеров, компонентов для автомобилей, строительных и упаковочных материалов, бутылочной продукции и т.п.). Одно рабочее место в НГХ дает возможность создания до семи дополнительных рабочих мест, один вложенный доллар обеспечивает в итоге 2-3 доллара прироста в экономике страны.
Казахстан обладает большими запасами нефти и газа: 30 млрд. баррелей (11 место) и 1,8 трлн. кубометров (19 место). Добыча нефти и конденсата составляет порядка 86 млн. тонн ежегодно (12 место), добыча газа – 55 млрд. кубометров (28 место). При этом 80% добытой нефти и 20% газа направляется на экспорт.
В качестве сырья для нефтегазохимической отрасли за счет доступности и низкой стоимости наиболее перспективно использование газа, имеющего высокое содержание фракций этана, пропана и бутана. Однако у нас он слабо монетизируется.
Значительная часть добываемого газа является попутным и извлекается вместе с нефтью. Для поддержания пластового давления и повышения коэффициента извлекаемости нефти целая треть объемов «голубого топлива», а это почти 20 млрд. кубометров, направляется на обратную закачку. Еще порядка 10% (больше 5 млрд. кубометров) используется предприятиями для собственных нужд в качестве топливного газа. Остальное (60% или около 30 млрд. кубометров) направляется на выработку сухого газа, который затем экспортируется (около 10 млрд.) и используется в качестве топлива потребителями, коммунально-бытовым сектором для производства тепло- и электроэнергии (порядка 20 млрд.).
Здесь хотелось бы акцентировать Ваше внимание, что экспортируемый газ, имеющий в своем составе этан, пропан, бутан, не сжигается как у нас. Он идет на переработку, превращается в пластмассы и каучуки, и в виде готовой продукции, как минимум в 20 раз превосходящий по стоимости купленный у нас газ, импортируется.
Следует отметить, что газ крупных месторождений Казахстана (Тенгиз и Кашаган) отличается высоким содержанием «жирных» фракций – этана, пропана и бутана – около 15%, в то время как в России этот показатель составляет от 3% до 5%. То есть на одну единицу продукции им необходимо переработать в три раза больше газа, чем нам. Во многих добывающих странах показатель в 5% уже является основанием для его использования в газохимии.
Это наше главное преимущество, но необходимо принять за данность, что сырье – газ, содержащий необходимые фракции для производства газохимической продукции ограничено и его необходимо рационально использовать.
Однако добывающие компании не заинтересованы в разделении газа на отдельные фракции (этан, пропан, бутан) ввиду капиталоемкости газосепарационных установок (ГСУ) и несоответствия их основной деятельности.
Газосепарационные установки увеличивают капитальные затраты по основному НГХ проекту до 30%, поэтому в некоторых странах их строительство финансируется государством.
В этой связи для реализации крупных проектов необходима государственная поддержка в части привлечения финансирования в строительство ГСУ.
Строительство двух газосепарационных установок и сплиттера на базе сырья месторождений Тенгиз и Кашаган позволит создать множество нефтегазохимических производств с высокой добавленной стоимостью, увеличить экспортный потенциал, снизить импортную зависимость, что в итоге повысит экономическую безопасность страны.
Государству стало понятно, что фрагментарные подходы не просто не дадут никакого эффекта, они даже окажутся по сути вредны. Нужны универсальные решения.
На сегодня отдельные меры господдержки развития нефтегазохимии уже предусмотрены. Создана специальная экономическая зона в Атырауской области, на территории которой действуют налоговые и таможенные преференции, бесплатно предоставляются земельные участки.
В рамках совершенствования законодательства по вопросу регулирования инвестиционной деятельности предусмотрены четыре вида инвестиционных проектов с различными льготами и преференциями, гарантирующих также стабильность и защиту инвестиций при изменении налогового и трудового законодательства.
Для решения вопроса обеспечения нефтегазохимических производств сырьем в Закон «О газе и газоснабжении» внесены существенные изменения.
Во-первых, введено определение «промышленный потребитель, использующий товарный газ для производства нефтегазохимической продукции».
Во-вторых, для данной категории разработана специальная формула ценообразования газа и предоставлена возможность резервирования за проектом необходимых объемов сырья в рамках республиканского баланса газа.
Также установлено право на приобретение сжиженного нефтяного газа по регулируемой государством цене для производства нефтегазохимической продукции.
Упрощена процедура привлечения иностранной рабочей силы.
Кроме того, планируется строительство газосепарационной установки на месторождении Тенгиз посредством финансирования из государственных и рыночных источников с учетом их возвратности.
Однако необходимо еще обеспечить стабильные поставки, создать базу данных, содержащую информацию о перспективах и физико-химических характеристиках углеводородного сырья, и внести соответствующие поправки в законодательство по обязательной переработке газа.
Для этого уже сейчас необходимо проводить переговоры с инвесторами по вопросу использования попутного газа, фиксации приемлемой стоимости сырья для нефтегазохимии и топливного газа для населения с месторождений Тенгиза, по вовлечению углеводородов для нужд нефтегазохимии с Кашагана.
Все эти принимаемые государством меры станут фундаментом развития отечественной нефтегазохимической отрасли. Наше главное конкурентное преимущество – наличие сырья в шаговой доступности, что необходимо максимально использовать.
Будет стабильный дешевый газ – будут производства по глубокой переработке углеводородного сырья 4-5-х переделов.
Но об этом мы поговорим в следующей статье нашего цикла…
По материалам пресс-службы оператора проекта производства ТОО KLPE