Айгерим обучалась на факультете журналистики и политологии. Но после окончания университета выбрала иное, даже не смежное, направление деятельности. Как так получилось?
Девушка всегда легко выстраивала коммуникации с людьми, эта особенность и стала ориентиром в выборе ее первой специальности. После окончания вуза устроилась личным ассистентом к Динаре Сатжан. Работа была насыщенной и разнообразной – идеальный вариант для амбициозной выпускницы.
«Но спустя время я озаботилась тем, что у меня не идет стаж, нет пенсионных отчислений, и приняла решение двигаться дальше. Начала мониторить вакансии. В один из дней моя знакомая предложила составить ей компанию и сходить на отбор бортпроводников. Я спонтанно согласилась, не вдаваясь в подробности, какие условия предлагает Air Astana, какими навыками должен обладать претендент. Просто захотелось себя испытать», – рассказала Айгерим.
В итоге из сотни человек прошли лишь семеро, и наша собеседница была в их числе. Потом был еще один отсев, и еще.
«Чем ближе подступал финал, тем больше я обесценивала свои шансы, думала, что и внешность не подходит, и нет должного уровня английского языка. Но, как выяснилось позже, зря. Получив приглашение на работу, взвесила все за и против: престижность Air Astana на международной арене, конкурентная заработная плата и скидка в 90% на перелеты склонили решение в положительную сторону», – отметила девушка.
Айгерим призналась, что до прихода в Air Astana не имела представления, как устроена работа бортпроводника, и летала на самолетах к тому времени всего несколько раз: были внутренние рейсы и один международный – в США.
«Тогда, честно говоря, я не обращала внимания на работу бортпроводников. В моих глазах они были молодыми, высокими, подтянутыми, с иголочки одетыми девушками и парнями. Что скрывалось за всем этим, я не знала», – добавила собеседница.
Трудности новобранцаАйгерим рассказала, что поначалу не могла понять, как устроен график работы, что такое резерв, на какие виды он делится, почему иногда рейсы были разворотными, а иногда они оставались в том или ином городе на несколько дней. Все пришло с опытом.
«Важно отметить, что я, будучи новенькой, не сразу сдружилась в коллективе. В авиации есть четкая градация среди сотрудников, которую я зачастую нарушала. Мне казалось, что мы все одинаковые. Например, я по простоте душевной могла выполнять работу старшего бортпроводника, что непозволительно. На этом фоне были замечания со стороны коллег. Но после нескольких бесед я усвоила урок и впредь не позволяла себе такого», – пояснила наша собеседница.
Если говорить о дисциплине, то здесь загвоздок у нашей героини не было. За шесть лет в авиации она ни разу не проспала на работу.
Завтрак – во Франкфурте, ужин – в СтамбулеПрофессиональный путь Айгерим начался с внутренних рейсов. Девушка пришла в авиакомпанию в 2017 году, в то время, чтобы получить возможность выполнять международные рейсы, необходимо было пройти условный трехмесячный испытательный срок, который предполагал полеты только внутри страны. Почему условный? В течение этого времени КНБ готовил международный ID, который позволял беспрепятственно пересекать границы.
После карантина процедуру упростили: документ выдают день в день, что очень удобно для начинающих бортпроводников и выгодно для компании.
Сейчас наша собеседница чаще работает на международных рейсах и весьма довольна таким раскладом.
«Что греха таить, во-первых, это выше оплачивается (есть командировочные, суточные, которые выдают в долларах или евро), во-вторых, такие полеты менее рутинные», – пояснила Айгерим.
По словам девушки, не все международные направления даются ей одинаково легко. Например, из-за языкового барьера проблематично выполнять рейсы в Индию и Китай (пассажиры чаще всего очень плохо говорят на английском языке, изъясняться приходится буквально на пальцах).
«Летом у меня был трудный рейс, но уже в физическом плане, в (разворотный, чартерный) Бодрум. Я провела в самолете 14 часов подряд: туда летела в качестве бортпроводника, обратно – пассажиром. Но из-за того что я была в форме, я не могла расслабиться, лечь спать – не положено», – добавила Айгерим.
Среди любимых направлений Айгерим – Франкфурт (Германия).
«На этих рейсах, как правило, максимально пунктуальные, вежливые и лояльные пассажиры. Они не беспокоят лишний раз бортпроводников, могут сами прийти за водой и, что немаловажно, оставляют за собой безупречно чистый салон самолета», – добавила наша героиня.
За шесть лет работы в авиации Айгерим побывала в нескольких десятках городов, открыла для себя Черногорию, Германию, Россию, Египет, Турцию, Украину, Бали, Дубай, Малайзию, Лангкави, Тайланд, Китай, Узбекистан, Кыргызстан. Однако самым значимым и долгожданным для нее стал рейс в Великобританию.
«В авиакомпании есть три типа самолетов: Embraer, Airbus и Boeing, и для каждого нужен отдельный допуск. Только недавно я смогла получить заветный документ для полетов на дальнемагистральных самолетах и увидеть эту удивительную страну, Лондон. Но есть в моей копилке желаний еще одно место, где я хочу побывать – это Париж. Надеюсь, что в скором времени Air Astana возобновит рейсы в город любви», – пояснила Айгерим.
Авиация – хороший учитель
Айгерим отметила, что авиация наложила яркий отпечаток на ее характер и поведение. Если раньше она была избалованной, зависимой от родителей, то сейчас – собранная и самостоятельная девушка.
«Профессия бортпроводника воспитала во мне пунктуальность. У нас есть брифинги, где прописано время check in, где недопустимы опоздания даже на одну минуту, иначе будет прогул. Нельзя извиниться, договориться – все фиксирует автоматика. Не нарушать временные договоренности я стараюсь и в жизни: когда записываюсь куда-то в салон или планирую встречу, то всегда прихожу за 10 минут до начала», – рассказала девушка.
Второй обретенный навык – гибкость.
«В Air Astana работают свыше 1000 бортпроводников, все они разных возрастов, у них разное вероисповедание и разные взгляд на жизнь. Невозможно выстраивать эффективную работу, если не подстраиваться друг под друга, ведь у нас нет закрепленных экипажей. То есть я могу выйти на рейс с одной/одним коллегой, а в следующий раз поработать с ней/ним в тандеме только спустя год», – пояснила Айгерим.
Существенно усилила свои скилы наша собеседница и в вопросах регулирования конфликтов. Девушка постигла одно важное правило: «необходимо не только слушать, но и слышать», и применяет его не только в отношении пассажиров, когда происходят какие-то непонимания, но и в отношении друзей, родных. Благодаря авиации Айгерим также научилась разбираться в людях. Каждый рабочий день – это новые пассажиры, и иногда ей достаточно лишь одного взгляда, чтобы понять, как тот или иной человек будет вести себя в полете.
«Однако самое главное, чему авиация научила меня – это жить здесь и сейчас, ценить родных. Наша работа сопряжена с опасностью (да, самолеты – самый безопасный вид транспорта, но риски есть всегда). Конечно, я не выхожу на рейс с негативным настроем, но где-то глубоко внутри есть страх. Поэтому перед поездкой я ни с кем не ругаюсь, не обижаюсь, потому что понимаю, что в случае чего не смогу позвонить, объясниться», – добавила Айгерим.
Среди частых пассажиров Air Astana – мама Айгерим. А все благодаря тому, что компания предоставляет сотрудникам компании и их близким родственникам скидку в размере 90%.
Скидка рассчитана на двух кровных родственников сотрудника: это могут быть родители, братья или сестры. Количество рейсов в год не ограничено.
«Когда я только пришла в авиакомпанию, мама, в силу своей работы, не могла разделять со мной поездки. Сейчас она на пенсии, время есть, и я стараюсь как можно чаще открывать для нее новые места. Мама – советский человек, в юности, во взрослом возрасте не летала на самолетах, поэтому первое время с настороженностью относилась к перелетам, сейчас чувствует себя в небе комфортно», – отметила девушка.
Айгерим хочет, чтобы мама была на одной волне, понимала ее не только как дочь, но и как специалиста.
«О том, что я устроилась бортпроводником, я сообщила маме постфактум, потому что знала, что она не одобрит это решение. Затем мама поняла, что я горю этим делом, и смирилась. Но спустя шесть лет, видя, как моя любовь к авиации бьет по моему здоровью и личной жизни, она стала очень беспокоиться обо мне, просить, чтобы я «спустилась на землю». Мама постоянно говорит мне: «Не надо ради меня работать, я увидела с тобой множество чудесных мест, и это более чем достаточно. Хватит думать обо мне, пассажирах, начни думать о себе»», – вспомнила Айгерим.
По словам девушки, она понимает, что время попрощаться с авиацией уже подошло (работа в небе отразилась на ее физическом и психоэмоциональном состоянии, свою роль сыграли джетлаги, недосыпы, стрессы), но как сделать это расставание менее болезненным – пока открытый вопрос.
«Несмотря на все трудности, я очень люблю свою работу. Это моя зона комфорта. Жизнь после прихода в авиацию обрела новые краски, стала насыщенной, разнообразной. Бывает, стою на паспортном контроле, меня спрашивают, откуда я прилетела, а я не помню. Потому что каждый день одни города сменяют другие, я теряюсь во времени, днях недели. Это незабываемые эмоции», – отметила собеседница.