...Все, кто хоть раз побывал на разрезе «Богатырь», поражаются его масштабам. Его глубину можно сравнить с тремя «Байтереками», если их поставить один на другой. Максимум годовой производительности был достигнут в 1985 году – 56,8 миллиона тонн, тогда же разрез был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. И с тех пор он удерживает пальму первенства.
Кстати, попадая на самую низкую отметку разреза, понимаешь всю масштабность этого сооружения, сотворенного человеческими руками. Горняками. А еще на себе можно прочувствовать, насколько тяжел этот труд. Хотя бы по одному факту: возвращаясь на поверхность, понимаешь, что все лицо, включая уши, в мелкой угольной пыли, от которой не так просто избавиться.
Компания ТОО «Богатырь-Комир» – крупнейший поставщик на рынке энергетического угля стран СНГ. На нем работают 15 теплоэлектростанций Казахстана и крупнейшая электростанция России – Рефтинская ГРЭС.
На сегодня добыча угля на «Богатыре» ведется так, как и в начале его запуска: сначала свой участок отрабатывает роторный экскаватор, затем идет отгрузка угля в большегрузные самосвалы и уголь транспортируется до пунктов формирования штабелей. Затем проводится погрузка уже усредненного угля из штабелей напрямую в железнодорожные полувагоны. После чего груженые составы поступают на взвешивание, формируются в маршруты, а затем отправляются потребителям. Но то, что вчера считалось прогрессивным, сегодня уже не является достижением. Так и в этой ситуации.
Технология устарела по ряду причин. Во-первых, глубина ведения добычных работ достигла своего критического значения. Это означает, что дальнейшее использование на перевозке угля железнодорожного транспорта становится невозможным как по техническим причинам, так и финансовым. Во-вторых, эксплуатируемое оборудование приближается к достижению предела экономически целесообразного срока службы. В-третьих, существующая на разрезе технология усреднения угля весьма трудоемкая. В результате было принято решение о строительстве циклично-поточной технологии. То, что сегодня происходит на строительной площадке разреза, представляет собой красивое зрелище: современные механизмы, которые завтра будут доставлять уголь наверх, без участия железнодорожных составов.
На долю ТОО «Богатырь Комир» приходится 60% от всего добываемого угля в Экибастузском угольном бассейне и 40% от общего объема добычи угля в стране.
Проект должен быть воплощен в жизнь уже в следующем году. Можно предположить, что это будет грандиозным событием для тех, кто сегодня его реализует. И, что немаловажно, это позволит увеличить объем добычи угля с нынешних 42 до 50 миллионов тонн угля в год. Кстати, эту цифру бывший министр угольной промышленности СССР Михаил Иванович Щадов прогнозировал еще лет десять назад. Не ошибся. Но потребовалось время. И возросший спрос.
По словам главного менеджера проекта ТОО «Богатырь Комир» Сергея Угаркина, железнодорожная транспортировка становится дорогой, что снижает рентабельность производства.
«Железнодорожный транспорт будет заменен на конвейеры, длина которых составит 11,5 километра. Это позволит в «горячую» пору в зимний период отгружать в сутки до 150 тысяч тонн угля. Кроме того, это будет способствовать выравниваю зольности, сократится время оборота вагонов с 16 до 5 часов», – отметил руководитель проекта.
Этот проект можно отнести к прорывным, поскольку он позволит горнякам углубиться на отметку более 200 метров. И, что еще более важно, внедрение ЦПТ не повлечет сокращение численности персонала. Для этого разработана программа переобучения и повышения квалификации работников по рабочим профессиям и специальностям, которых ранее не было на предприятии.
По информации первого заместителя генерального директора – финансового директора предприятия Асылхана Кадырбаева, уже сегодня на предприятие доставлено оборудования на 104 миллиона евро, что составляет 98,8% от общего планируемого объема.
«Поставка ведется по графику и будет завершена в 2021 году», – отметил представитель компании.
Сегодня много говорится о «зеленых» технологиях, применении современных методов. Но особенность экибастузского угля в его высокой зольности, наука пока бессильна коренным образом переломить ситуацию. Тем не менее прогресс на месте не стоит. На «Богатыре» прорабатывают проект по обогащению экибастузского угля. Эту технологию искали в течение 50 лет, и вот сегодня – в лабораторных условиях – ее создали. В следующем году планируется запустить пилотный проект в промышленных условиях. Если все получится, горняки смогут использовать так называемый третий пласт с зольностью более 50%. В результате обогащения зольность можно будет снизить на 6–7%, потребитель получит дополнительные объемы угля, а горняки смогут использовать временно не активные запасы, которые составляют внушительные 300 миллионов тонн. А это немаловажно в связи с растущим спросом на электроэнергию и, как следствие, на уголь.
Марина ПОПОВА
https://sknews.kz/online/601-sk-news-n5-6-175-176/mobile/index.html