Как сообщает Telegram-канал ENERGY MONITOR, ссылаясь на Министерство энергетики РК, в текущем году планируется направить 3 млн. тонн:
- по маршруту «Актау–БТД» 1,5 млн. тонн (после завершения ремонта перемычки на Сангачлы);
- по маршруту «Актау–Батуми» 1,5 млн. тонн (осенью).
В среднесрочной перспективе (2023-2025 гг) планируется направить 20 млн. тонн по маршрутам:
- «Актау-Баку-Батуми» - до 5 млн. тонн;
- «Актау - Баку-Супса» - 5 млн. тонн;
- «Актау-БТД» - свыше 5 млн. тонн (легкая нефть);
- «Актау-Иран» – до 5 млн. тонн (своп-операции).
В долгосрочной перспективе для объемов свыше 20 млн. тонн целесообразно создать транспортную систему до БТД .
Однако, потребуются серьезные инвестиции в:
- нефтепровод Ескене/Тенгиз – Актау/Курык;
- терминал в Актау/Курыке;
- огромный танкерный флот (вместимостью по 6-8 тыс. тонн)
- перевалочный терминал в Баку.
В этом случае Баку будет требовать гарантированные отгрузки нефти на 10 лет («ship or pay»).
Сейчас Азербайджан готов принимать только легкую нефть, так как сернистая нефть ТШО и NCOC не проходит по техническим параметрам.