В своем интервью InBusiness.kz он напомнил, что Россия с 2014 года, чтобы не зависеть от поставок энергоресурсов на европейский рынок, не теряла времени даром и построила, и расширила свои трубопроводы, укрепила морские порты в сторону Китая и других азиатских стран, с которыми активно усиливала торговые связи.
«А вот мы свой момент упустили. Нам надо быстрее расширять трубопровод в сторону Китая «Бейнеу – Алашанькоу», который пока может транспортировать лишь 12 миллионов тонн нефти в год», – указал Жаксылыков.
Эксперт считает, что настало время возрождения интереса к трубопроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан», пролегающему через Южный Кавказ. По его мнению, несмотря на то, что перевалка нефти с танкеров по Каспию в портах Баку может привести к удорожанию, тем не менее, это реальная альтернатива, которой придется воспользоваться в случае полного закрытия КТК. Однако на реализацию диверсификации нефтяных маршрутов нужны время и деньги. Он напомнил, что строительству КТК предшествовал долгий этап переговоров.
«Хочу напомнить, что у истоков создания того же КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) стоял Султанат Оман, который в 2008 году продал свою долю в этом проекте России, которая хотела получить большее влияние в данном проекте, учитывая его стратегическую важность», – сказал Жаксылыков.
Эксперт предложил свое видение решение проблемы диверсификации, которая может помочь спасти ситуацию.
«Мы упустили из виду другого нашего соседа на юге – Узбекистан, который сегодня ведет разумную экономическую политику. Мы могли бы построить на двухсторонних отношениях нефтепроводы туда. И почти 50-миллионный быстро развивающийся узбекский рынок спокойно мог бы переварить невостребованные в КТК объемы казахстанской нефти. Это был бы очень выгодный вариант», – подчеркнул Жаксылыков.