Инициированный в 2007 году проект по запуску завода производству полиэтилена должны были завершить к 2016 году. Затем срок сдвинули, а в 2019 году тогда еще вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов заявил, что ожидаемый срок старта завода по производству полиэтилена – 2026 год. Но проект стоимостью 6,8 млрд долларов США, способный трудоустроить в период строительства 6 000, а в период эксплуатации 670 человек, и в дальнейшем производить 1 250 тыс. тонн полиэтилена в год вновь оказался под угрозой задержки. В самый разгар кризиса, связанного с COVID-19 концерн Borealis официально объявил о выходе из проекта.
Мы попросили разъяснить предпосылки такого решения Аскара Исмаилова — эксперта нефтегазовой и химической отрасли, принимавшего непосредственное участие в реализации химических, нефтехимических, нефтегазовых и трубопроводных проектов не только в Казахстане, но и в Азербайджане и России.
Некоторые считают, что завод по производству полиэтилена в Казахстане будет не рентабельным, поскольку в соседних государствах уже есть подобные заводы. Например, в Сумгаите (Азербайджан), Казани (Россия). Куда потом завод планирует сбывать продукцию? Насколько рентабельным может оказаться этот проект?
— Рентабельность проекта – это показатель, характеризующий эффективность использования всех имеющихся ресурсов (денежных, трудовых и материальных), а не привязка к производствам в соседних странах. Это, во-первых. Во-вторых, полиэтилен имеет различные марки, его производят по различным технологиям, то есть он отличается у каждого производителя. В-третьих, производство полиэтилена возможно из трех источников сырья (СУГ, нафты и этана). Казахский полиэтилена планируется производить из этана, что значительно увеличивает спрэд (т.е. разницу между стоимостью сырья и готовой продукции), это позволяет быть коммерчески более конкурентным. Что касается потребление полиэтилена, то сегодня это порядка 120 млн. тонн. Потребление продолжает расти. Это мировой тренд. Это связано и с ростом населения, и с расширением применения полимеров в быту. Кризис 2020 года из-за объявленной ВОЗ пандемии в долгосрочной перспективе не повлияет на потребление. Также, как и recycling (вторичное использование), потому что при повторном использовании полимеров их качество значительно ухудшается, а, следовательно, область применения сильно сокращается. Да и в целом доля полиэтиленовых пакетов в общей корзине полимеров занимает около 10%. Таким образом, потребность в полиэтилене будет всегда. Насколько рентабельным будет проект покажет время.
Как насчёт развития того сегмента нефтехимии, который недостаточно развит в соседних государствах? Может есть какие-то планы по запуску других проектов?
– Чтобы развивать нефтехимию, нужно в первую очередь понять, что в перспективе в 15-20 лет будет пользоваться спросом в мире (рынок Казахстана слишком маленький, чтобы делать на него ставку), после посчитать сколько какого сырья в Казахстане для производства такой продукции. И только после этого решается вопрос нужно нам развивать этот сегмент нефтехимии либо нет. Понимаете, нефтехимия — это очень широкая линейка продуктов. Нефтехимические компании работают в очень узком диапазоне, так как технологии даже, казалось бы, одного продукта, но разных марок требуют отдельных капитальных вложений. Планов по развитию нефтехимии в Казахстане, судя по публикациям в сети, очень много. Например, завод по производству метанола в ЗКО и в Мангыстауской области, в Туркестанской области недавно озвучили начало реализации нефтехимических производств. Перечислять можно долго. Однозначно можно сказать, что частный бизнес может реализовать проекты, которые можно «привязать» к НПЗ либо в части получения сырья, либо в части сбыта своей продукции. Это существенно позволяет сэкономить на транспортных расходах. Ну, а крупные проекты требуют, конечно же, государственной поддержки.
Как долго займут поиски инвестора для строительства завода по выпуску полиэтилена? Есть какой-то дедлайн? Если есть, то какой?
– Поиск инвесторов сам по себе как процесс очень сложный и является предметом переговоров, тут не важно для полиэтилена он или для другого проекта. Если проект крупный, то скорее всего не обойдется без переговоров с Правительством. Это устоявшаяся практика в развивающихся странах. Любой инвестор хочет минимизировать свои риски либо переложить их. Но и государству нужно быть предельно внимательным. Казахстан вступил в ряд международных организаций, а также стал участником различных международных договоров и соглашений как двустороннего, так и многостороннего характера. Таким образом, некоторые послабления одному инвестору могут негативно сказаться в будущем, так как по условиям некоторых соглашения, которые Казахстан ратифицировал, любой другой инвестор может требовать таких же послаблений и для себя. Про дедлайн поиска инвестора для проекта Полиэтилен возможно вам расскажут в Министерстве энергетики РК, тем более министр Ногаев уже давал пояснения по проекту на своей крайней пресс-конференции.
Есть ли уже инвесторы, проявляющие интерес к данному проекту?
– Нефтехимия сейчас бурно развивающаяся отрасль в мире. Главный козырь Казахстана – это наличие сырья. Сколько его – это другой вопрос. Вызов – это география, при этом она может послужить и плюсом. Нефтегазовую отрасль Казахстана, как вы знаете, фактор удаленности от рынков сбыта не останавливает от развития. Идет расширение Тенгиза, увеличены мощности Каспийского трубопровода. Я уверен, что нефтехимические компании присматриваются к Казахстану, так как производство в республике может закрыть весь регион своей продукцией. У нас очень много региональных представительств иностранных компаний, которые отвечают за ЦА и Каспийский регион. Такой же стратегии могут воспользоваться и международные нефтехимические компании.
Записал Данияр Еникеев