К 30-летию Независимости Казахстана | 10 февраля 16:30

Оффтейк-контракт как залог по кредиту

Опираясь на опыт АО ФНБ «Самрук-Казына», представители бизнеса предлагают внести изменения в законодательство о банковской деятельности, для признания оффтейк-контрактов залоговым обеспечением по кредитам, связанным с выполнением таких проектов

Об этом лидер фракции партии «Ак Жол» Азат Перуашев заявил на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК. По словам мажилисмена, в Казахстане пионером и пока единственным системным проводником оффтейк-стратегии на уровне корпоративной политики выступает Фонд «Самрук-Казына». 

 

«Причем, Фонд использует данный инструмент и для расширения ассортимента отечественной продукции, стимулируя производство товаров, ранее не производившихся в Казахстане. В настоящий момент ФНБ «Самрук-Казына» одобрено 37 оффтейк-контрактов в отраслях машиностроения, нефтехимии и телекоммуникаций. Объем запланированных инвестиций по этим проектам составляет свыше 218 млрд. тенге, с созданием около 2 000 новых рабочих мест. На этой неделе планируется заключение еще нескольких оффтейк-контрактов на сумму более 70 млрд. тенге», - указал депутат.

Но в ходе реализации таких проектов выявилась необходимость доработки данного формата, выходящей за рамки компетенции Фонда, добавил депутат.  

«Так, на «Samruk Business Forum» в прошлом году правительство заявило, что типовая форма оффтейк-контрактов согласована с Ассоциацией финансистов Казахстана, и эти контракты будут приниматься банками второго уровня в качестве залогового обеспечения при кредитовании под реализацию данных проектов. Однако на практике отечественные промышленники сталкиваются с тем, что в банках ссылаются на отсутствие соответствующих норм в банковском регулировании и отказывают в финансировании оффтейк-контрактов. В результате реализация важных проектов, актуальность и эффективность которых для экономики признана на уровне Фонда национального благосостояния, – оказывается под угрозой срыва», - акцентировал внимание общественности Азат Перуашев.

«Еще более нелепой», по словам Перуашева, эта ситуация выглядит в отношении Банка Развития Казахстана, поскольку стопроцентным владельцем и Фонда «Самрук-Казына», и БРК является государство. 

«Государство в лице Фонда выступает гарантом поступления средств по оффтейк-контракту, и опять же государство в лице БРК, отказывается принимать эти гарантии, - можно сказать, свои же гарантии, - в обеспечение кредита. При этом финансовая устойчивость Банка Развития Казахстана определяется на основе параметров Банка, их пороговых значений и методики расчета, определяемых правительством, а значит, принятие оффтейк-договоров Банком развития Казахстана в качестве твердых залогов определяется правительством», - пояснил мажилисмен.

Учитывая прекращение с 1 января норм по поддержке отечественных товаропроизводителей в деятельности иностранных инвесторов, Перуашев полагает необходимым распространить механизм оффтейк-контрактов не только на структуры «Сармук-Казына», но и на систему госзакупок и закупок крупных иностранных недропользователей.

«В этой связи, просим решить следующие вопросы практической реализации механизма оффтейк-контрактов: внести необходимые дополнение в банковское регулирование, для признания оффтейк-контрактов в качестве залогового обеспечения по кредитам, связанным с выполнением таких проектов; внести аналогичные дополнения в регулирование деятельности Банка развития Казахстана; распространить практику заключения оффтейк-контрактов на систему госзакупок и закупок крупных недропользователей, в том числе путем прямых переговоров с ведущими иностранными инвесторами», - обратился к Правительству депутат.