Риск-менеджмент АО «ФНБ «Самрук-Қазына» дает возможность заблаговременно подготовиться к развитию ситуации в бизнесе и экономике, смягчать их последствия и обеспечивать устойчивость бизнеса. Об этом в ходе онлайн-брифинга на информационной площадке Samruk-Akparat сообщил управляющий директор по правовому сопровождению и рискам фонда Андрей Кравченко.
По словам спикера, в настоящее время в фокусе совета директоров и правления АО «Самрук-Қазына» находятся 26 рисков, 11 из них под особым вниманием.
Андрей Кравченко отметил, что пандемия стала причиной снижения объемов бизнеса отдельных компаний, их планы развития бизнеса были пересмотрены в сторону оптимизации расходов и более консервативных прогнозов:
«Даже при этом положительном сценарии, еще ряд рисков остаются значимыми для нас, например, ценовой риск, риск уменьшения цен на товары, услуги и, в первую очередь, на нефть. Ее изменения сами по себе являются триггерами для многих других рисков. Наблюдатели видят, что динамика цены на нефть сейчас положительная, но с повестки дня мы это не снимаем в силу неопределенности эпидемиологической ситуации до конца года и такой неопределенностью в мировой экономике».
В списке рисков продолжают находиться пандемия и волатильность цен на нефть, которые серьезно влияют на курс национальной валюты. В связи с этим, среди критичных рисков присутствует риск изменения курса валют, который характерен для ряда компаний, например, АО «НК «КТЖ».
Так, в КТЖ проведена работа по рефинансированию валютного долга и снижению долга в «твердой» валюте на 217 млн долларов за счет рублевого займа. Кроме того, перевели в тенге свои долги в иностранных валютах Экибастузская ГРЭС 2 и АО «Эйр Астана». Общая сумма этих изменений по двум компаниям составила более 120 млрд. тенге.
Андрей Кравченко подчеркнул, что исторически Фонд имеет диверсифицированный портфель активов, что увеличивает уверенность в стабильности бизнеса даже при самых неблагоприятных условиях кризиса. По его словам, это позволяет поддерживать внутрифондовое хеджирование отдельных рисков и стабильность бизнеса.
В качестве примера устойчивости в период пандемии он привел деятельность следующих компаний: АО «Самрук-Энерго», который имеет устойчивый спросна электрическую энергию, АО «Казахтелеком» – при повышении спроса на услуги по доступу в Интернет и другие онлайн сервисы, АО «НК «Казатомпром» – при положительной динамике роста цены на уран и соответственно акции самой компании.В ходе брифинга А. Кравченко сообщил, что кроме нефтедобычи, одна из самых пострадавших в период пандемии отрасль – пассажирские перевозки.
Согласно данным международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), спрос на пассажирские авиаперевозки за первое полугодие 2020 года снизился на 58%, а отраслевой коэффициент загрузки – на 51% в сравнении с 2019 годом.
Тем не менее, АО «Эйр Астана» в результате предпринятых мер по укреплению ликвидности и снижению кредитных рисков сохраняет рабочие места, стабильную ликвидность и запас прочности без какой-либо дополнительной финансовой помощи со стороны государства или Фонда.
В свою очередь, АО «Qazaq Air» продолжает активно развивать межрегиональную сеть авиамаршрутов и предоставлять качественный сервис пассажирам с учетом всех требований безопасности и противоэпидемиологических мер.
Отрасль железнодорожных пассажирских перевозок, пользуясь субсидиями со стороны государства и следуя рекомендациям санитарно-эпидемиологических служб, продолжает обслуживать пассажиров в урезанном варианте, но с сохранением производственного персонала, и готовности к восстановлению перевозок пассажиров при первом же смягчении карантинных мер.