К 30-летию Независимости Казахстана | 05 октября 07:43

Предприятия Казатомпрома применяют технологии виртуальной реальности

Digital KAP является одним из приоритетов Казатомпрома на 2021 год. В настоящее время ведутся работы по применению VR-технологий в процессе технического обслуживания и ремонта на предприятии ТОО «Байкен-U».

Как отметил директор производственного департамента Казатомпрома Жандос Садырбаев, «консалтинговые компании, такие как Mckinsey и Ernst & Young, российская бизнес-школа Сколково и Агентство стратегических инициатив в своих публикациях о трендах будущего указывают на необходимость трансформации бизнеса по нескольким технологическим направлениям. Также в 2019 году своим указом Президент Республики Казахстан дал поручение разработать «Атлас новых профессий», востребованных на рынке труда, где будут отражены глобальные тренды, влияющие на отрасли, на основании чего экономика Казахстана будет перестраивать свою модель управления экономикой страны».

 

 

Одним из таких трендов является развитие AR/VR технологий на производстве. Интерес к технологии виртуальной реальности в период пандемии коронавируса значительно вырос. В первую очередь это обусловлено потребностью поддерживать коммуникации дистанционно, также сказываются показатели травматизма на производстве и нехватка квалифицированных специалистов.

 

Образовательные программы, наглядные пособия, макеты оборудования являются эффективными инструментами обучения производственной безопасности. А благодаря использованию технологий виртуальной реальности с помощью VR можно визуализировать крупный промышленный станок или производственный объект и показать, как с ними безопасно и правильно взаимодействовать. Чтобы избежать критических ситуаций, техническому персоналу важно понимать последовательность и правильность операций, которые он проводит.

Главный эксперт производственного департамента Казатомпрома Тельман Шуриев объяснил, как работает VR в данном проекте: «Благодаря этой технологии создается компьютерная симуляция трехмерного изображения или полноценной среды в рамках заданного и контролируемого пространства, с которым пользователь может реалистично взаимодействовать. Задача виртуальной реальности состоит в том, чтобы добиться эффекта «погружения».

«Проектная команда производственного блока корпоративного центра и ТОО «Байкен-U» разработала виртуальную модель рудника, оцифровав сам рудник и его объекты с помощью технологии LiDar с применением дронов. Затем были приобретены виртуальные очки Oculus Quest 2 oт компании Facebook и начато внедрение программного обеспечения под специфику нашей информационной безопасности», - рассказал Генеральный директор ТОО «Байкен-U» Ринат Байсултанов.

Специалисты атомного холдинга совместно с разработчиками создали 7 сценариев опасных производственных ситуаций, расписав их по отдельным процессам. Сюда вошли сценарии, возможные при сливе кислоты из автоцистерны в емкости; подаче серной кислоты из емкости на ГТП; ремонте и обслуживании оборудования на складе серной кислоты; обслуживании и эксплуатации поддона на складе серной кислоты; заполнении серной кислотой передвижной емкости для химической обработки технологических скважин ГТП; процессе выполнения работ по повторному использованию УППР и ТУЗ, а также общие требования безопасности и охраны труда в аварийных ситуациях.

Далее для эксплуатирующего персонала был проведен курс обучения и выполнен ввод VR –очков в эксплуатацию.

«На картинках визуально отображены сценарии VR-кейсов, с помощью специального оборудования и шлема наши сотрудники и подрядчики проходят визуальное обучение и инструктажи по технике безопасности при проведении производственных работ в техобслуживании и ремонте», - сказал Тельман Шуриев.

«В целях сохранения лидерских позиций Казатомпрома на мировой арене, необходимо в том числе эффективно управлять производственными активами. Поэтому производственный департамент планирует активно развивать данное направление на предприятиях атомного холдинга», - подчеркнул Жандос Садырбаев.