Документ был разработан для улучшения национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также реализации международных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В частности, он направлен на установление на законодательном уровне надлежащего контроля по операциям с деньгами и иным имуществом, осуществляемым публичными должностными лицами Казахстана.
«Перечень этих лиц будет утверждаться президентом Казахстана, а агентство по финансовому мониторингу будет вести список этих лиц, членов их семьи и близких родственников. То есть публичные лица Казахстана и их близкие при получении услуг от субъектов финансового мониторинга будут подвергаться дополнительной проверке, как и иностранные лица по закону», — сообщал ранее депутат мажилиса Сергей Симонов, представляя проект закона на заседании правительства.
«Данная норма направлена на достижение финансовой прозрачности и возможного пресечения правонарушений, связанных с использованием вверенных полномочий политически значимыми должностными лицами», — отмечалось в заключении к законопроекту комитета мажилиса по финансам и бюджету.
Нормами документа также предусматривается отнесение лиц, осуществляющих выпуск, организацию торгов цифровыми активами, предоставление услуг по обмену цифровых активов на деньги, ценности и иное имущество, к субъектам финансового мониторинга. Кроме того, документом будет обеспечено предоставление доступа к данным Национального реестра бизнес-идентификационных номеров уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях установления прозрачности сведений о законном владельце учреждения (прямом или косвенном).
При обсуждении документа в мажилисе депутаты вносили в него ряд поправок, касающихся уточнения понятий «публичное должностное лицо» и «члены семьи публичного должностного лица»; определения срока, когда публичное должностное лицо перестает быть объектом надлежащей проверки субъектов финансового мониторинга; снижения пороговых значений по некоторым операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу.
Также поправки направлены на обеспечение надлежащего финансового мониторинга операций, связанных с куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, с получением или предоставлением имущества по договору финансового лизинга, совершенных в безналичной форме.