К 30-летию Независимости Казахстана | 08 февраля 10:27

Прочитано в FB: глава Казахтелеком о борьбе с коррупцией в компании

Председатель правления АО "Казахтелеком" Куанышбек Есекеев на своей странице в Facebook рассказал о коррупции внутри нацкомпании и о принимаемых менеджментом мерах противодействия ей.

"Уважаемые друзья, сегодня я бы хотел поговорить о такой актуальной проблеме, как борьба с коррупцией и рассказать о том, какие механизмы противодействия этому злу внедрены в нашей компании. То, что коррупция является серьезной проблемой для всего мира, свидетельствует тот факт, что еще в 2003 году Организацией Объединенных Наций был принят отдельный универсальный документ в этой сфере - Конвенция противодействия коррупции.

Так что взяточничество и злоупотребление должностным положением является проблемой не только постсоветского пространства в целом и Казахстана в частности. Так что, как говорил капитан Жеглов в фильме "Место встречи изменить нельзя", "Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать". Такими вопросами в корпоративном секторе занимаются службы compliance. Которые не только выявляют совершенные коррупционные деяния, но и производят анализ деятельности учреждения или предприятия для того, чтобы обнаружить и искоренить причины и возможности для совершения коррупционных действий. На сегодня собственные комплаенс-офицеры есть во всех крупных казахстанских компаниях, входящих в орбиту фонда "Самрук-Казына" – и "Казахтелеком" не является исключением: нами своя compliance-служба была создана еще в 2018 году. Ее задачи - обеспечение компанией соблюдения регуляторных требований и прозрачности своей деятельности, а также создание условий для ведения бизнеса в соответствии с лучшими международными стандартами, внутренними политиками и законодательством Республики Казахстан.

Как я уже говорил выше, деятельность этих антикоррупционных структур четко делится на две составляющие: выявление уже совершенных коррупционных преступлений и правонарушений, а также предупреждение новых таких фактов. Эффективность деятельности compliance-службы по первому направлению оценивается тем материальным ущербом, который ей удалось выявить – и через суд добиться его возмещения. Здесь я могу привести несколько случаев, выявленных нашими комплаенс-офицерами собственными силами за последние несколько лет, причем имеются факты, когда материальный ущерб виновными наносился не только компании, но и ее клиентам. Которым этот ущерб также восстанавливался по окончании расследований.

В частности, в 2018 году наша антикоррупционная служба выявила факт хищения ГСМ на сумму более 1 миллиона тенге со стороны Директора регионального представительства ТОО "Востоктелеком". В том же и в следующем, 2019 году, ею были выявлены грубейшие нарушения в сегменте В2В (обслуживание бизнес-структур), связанные с манипуляциями со скоростями и тарифными планами при предоставлении интернет-услуг со стороны высших должностных лиц – директора и его заместителя одного из центральных наших подразделений. Установленный тогда материальный ущерб как компании, так и ее клиентам, составил более 3 миллионов тенге – и был полностью возмещен, в том числе – и абонентам, пострадавшим в результате этих манипуляций.

В 2019 году собственными силами был установлен факт хищения более 32 миллионов тенге бухгалтером Общего Центра Обслуживания путем необоснованных начислений заработной платы третьим лицам. А в нашей дочерней компании КСЕЛЛ был вскрыт факт хищения бухгалтером отдела казначейства более 27 миллионов тенге из кассы головного офиса компании. Наконец, недавно был вскрыт факт хищения 450 миллионов тенге бывшим финансовым директором ТОО «Kcell Solutions» в период 2018-2021, путем перечисления этой суммы на расчетные счета 5 компаний, с которыми он предварительно составил фиктивные договоры. В прошлом году Службой комплаенс проведены проверки более 130 обращений по жалобам, связанным с коррупционными проявлениями, по результатам которых 23 работника привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 уволены по инициативе работодателя.

Как видим, наша антикоррупционная служба достаточно оперативно вскрывает коррупционные факты внутри компании, но, разумеется, мы видим ее главное предназначение в том, чтобы она искоренила возможность их появления в принципе.

Для этого "Казахтелеком", прежде всего, расширил возможности своей compliance-службы: в филиалах и дочерних компаниях назначены ответственные за комплаенс, с которыми на регулярной основе проводятся рабочие встречи с целью выработки совместных мероприятий по предотвращения комплаенс рисков. Мы считаем эту часть работы наиболее важной, поскольку с помощью такой "вертикали" имеем возможность оперативно получать информацию о том, как наши антикоррупционные меры работают, что называется, "на земле", в каждом регионе.

По результатам этих исследований я лично провожу протокольные совещания с руководителями филиалов и дочерних организаций "Казахтелекома", на которых утверждаются разработанные нашими антикоррупционщиками меры по противодействию коррупции, мошенничеству и другим комплаенс рискам. Также руководство компании совместно с комплаенс-офицерами регулярно проводит внутренний анализ рисков для устранения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в "Казахтелекоме". Ну, и, наконец нашей compliance-службой вместо обычных лекций найдет креативный подход к разъяснению норм антикоррупционного законодательства в коллективе: в подразделениях "Казахтелекома" сейчас проходят турниры, в ходе которых уже более 3 тысяч сотрудников компании из 20 тысяч прошли обучение в игровой форме на знание регламентов по противодействию коррупции, мошенничеству и конфликту интересов.

Мне очень нравится высказывание всемирно известного американского писателя Николаса Спаркса – "В конце концов, вы всегда должны поступать правильно, даже если это сложно": я считаю, что оно могло бы стать слоганом антикоррупционной работы не только в "Казахтелекоме", но и во всей стране. Наша команда уже взяла его на вооружение: топ-менеджмент компании демонстрирует нулевую терпимость к проявлениям коррупции, и мы всегда открыты к рассмотрению любых обращений и предложений, поступающих в нашу Комплаенс-службу и на Горячую линию АО "Самрук-Казына"."