Проектный менеджмент – явление для Казахстана совсем не новое. Во многих компаниях половина сотрудников гордо хвастаются своей должностью – проектный менеджер. Но очень немногие понимают, почему им дали такие звучные "названия".
А проектный менеджмент – это целая философия, образ мышления. В особенности его "гибкая" вариация – Agile, которая допускает, что не все проекты идут по плану и изменениям всегда есть место. А за изменениями обязательно должна следовать реакция.
Во всем мире, управляя проектами, руководство уже давно внедряет самые разные Agile-методики. Даже "чайники" хотя бы мельком слышали названия PRINCE2, AgilePM, Scrum и Lean. Но асы в этой области не просто активно используют эти подходы, но заходят еще дальше – развивают и совершенствуют их.
Голландский дока проектного менеджмента Питер Крисчел разработал авторскую методику Polychor. Она объединяет многие уже известные разновидности Agile-практик.
В чем суть и уникальность Polychor?
Polychor я разработал после многих лет работы в Силиконовой долине, в Индии – мировых центрах IT-индустрии. Поэтому эта методика управления особенно эффективна именно в цифровых, технологических стартапах. Однако ее универсальность также позволяет внедрять ее в любой компании, независимо от профиля и сферы деятельности.
Уникальность Polychor заключается в том, что он охватывает и проекты, и операционную работу. Операционная сторона – это площадка, где вы зарабатываете деньги. Проектная сторона – место, где вы экспериментируете. Вы будете заниматься проектами только тогда, когда у вас налажена операционная работа.
Традиционная проблема для IT-сферы и многих других состоит в том, что проектная сторона говорит на IT-языке или своем, творческом, инновационном, а операционная сторона - на языке прибыли, расходов – бизнес-языке. Polychor создан, чтобы решить эту проблему, быть транзитом и заставить обе команды работать слаженно.
Scrum обычно оптимизирует операционную строну, AgilePM и PRINCE2 - проектную сторону. Polychor объединяет их, обращаясь при этом также к лучшим решениям концепции бережливого производства Lean 6 Sigma.
То есть Polychor – это, по сути, объединение всех Agile-практик, которое позволяет оптимизировать процессы и повысить эффективность?
Да, можно так сказать. Я объясню на примере Формулы-1.
Сначала вам нужно выбрать машину для гонок. Это платформа, ею может быть Polychor. Надо понимать, что существует разница между обычной машиной, которую вы покупаете однажды и используете ежедневно, и спорткаром Формулы-1, который нужно тюнинговать и готовить к каждой отдельной гонке, к каждой трассе со своими особенностями. Каждый такой пакет тюнинга можно назвать техниками Agile-методик типа Scrum, AgilePM.
Я могу иметь идеальную платформу, идеальные тюнинговые пакеты, но мне все еще нужны люди, команда, которая будет менять колеса, водитель, который может ездить очень быстро, – это Lean 6 Sigma. То есть Polychor не заменяет Scrum или Kanban, он их объединяет и в каждом конкретном случае и разных проблемах дает отдельное решение – лучшую практику, которая более всего подходит к этим условиям.
А как именно Polychor помогает в работе компаний?
Во всех организациях дублируется часть работы. Мы помогаем избавиться от подобного, оптимизируем работу и повышаем эффективность. Я могу гарантировать, что, используя Polychor, компании могут удвоить выпуск продукции при имеющихся ресурсах только за счет экономии на ненужном и лишнем.
В компаниях, где вообще не используются проектные методики – и того больше. Некоторые наши клиенты ускоряли выпуск своей продукции в пять раз.
Возможно ли подобное в казахстанских компаниях?
Да, так как метод универсален. У вас его внедрить даже легче, чем в западных странах, где практики проектного менеджмента уже распространены повсеместно.
Особенно, если учитывать, что Казахстан стремится стать ведущей диджитал-страной, делает упор на цифровизацию. Сейчас страна, на мой взгляд, находится на том этапе, на котором находилась Голландия в 2006 году. Тогда там рождалось множество стартапов и в этой сфере было задействовано огромное количество людей – некий бум. Polychor на этом этапе был бы самым удобным инструментом.
Многие наши компании сталкиваются с трудностями внедрения проектного менеджмента. Даже топ-менеджеры в министерствах, у которых имеется достаточно полномочий и ресурсов, сталкиваются с барьерами как "снизу", так и "сверху". Были громкие случае ухода "топов" из госслужбы из-за неудач. Как можно решить эту проблему?
Agile-практики подразумевают свободу экспериментов. Нужно дать сотрудникам самых разных звеньев свободу выражения мнения, предложения идей, и самое важное – своего рода индульгенцию на совершение ошибок. Это сложно, потому что предполагается некоторое ослабление контроля. А ослабить поводья необходимо для того, чтобы были инновации, без этого никуда.
Процесс требует времени – не месяца или года, а многих лет. Это же не просто шаблоны для работы, а культура мышления, к ней нужно прийти. Я бы внедрял Polychor небольшими шажками, не нахрапом.
Даже работая в большой компании, нужно начинать с одного департамента, постепенно расширяя опыт на все организацию.
Вы приезжаете в нашу страну, чтобы рассказать об этом местным слушателям. Что ждет их на тренинге?
Это однодневный мастер-класс. Я расскажу, как работает проектный менеджмент в странах, где мне удалось поработать. В частности, я расскажу о PRINCE2, и как работает Scrum и PRINCE2 вместе. Также я поясню преимущества Polychor. Я поделюсь, как моя методика может помочь казахстанским компаниям выйти на международный уровень и в целом улучшить свою работу.