К 30-летию Независимости Казахстана | 04 июня 08:15

Профессиональное выгорание: к кому обращаться и как вернуть интерес к работе? Советы эксперта

Вы много работаете, но результат не приносит удовлетворения? Стали раздражаться по пустякам, начали конфликтовать с коллегами? Остановитесь! Возможно, вы столкнулись с профессиональным выгоранием. О проявлениях этого синдрома и факторах, ведущих к нему, в интервью SK NEWS рассказала Жанель Ахерн, сертифицированный коуч, мастер по НЛП.

Жанель Ахерн наша соотечественница. Но сейчас она живет и трудится  в Великобритании. Имеет 15-летний опыт работы в различных международных компаниях. Сегодня Жанель руководит собственной консалтинговой компанией по трансформациям и коучингу.

Наш эксперт окончила МБА в Warwick Business School. Подробности можно найти на ее странице в Instagram @zhanel_coach.

– Что такое профессиональное выгорание?

– Профессиональное выгорание – результат длительного стресса, связанного с трудовой деятельностью. Это понятие появилось в 1970 годах. Я читала, что при длительном стрессе человек теряет свой интеллект на 20%.

Сейчас, когда во многих странах карантин привел к кризису, а тот – к сокращению коллективов, эта тема попала под особый прицел. Ведь нагрузку освобожденных сотрудников распределили среди действующих.

Нельзя исключать, что человек легко приспособится к новым реалиям – не будет переживать по этому поводу, станет задерживаться на работе, чтобы не подвести команду.

Все это может сделать стресс не временным состоянием, а перманентным. Нужно помнить, что постоянный стресс негативно влияет на наше эмоциональное и физическое состояние, мы становимся более чувствительными, раздражительными, начинаем чаще болеть и все меньше хотим на работу. Мозг отправляет нам сигналы, что нужно отдохнуть.

– Как понять руководителю, что его сотрудник испытывает профессиональное выгорание? Как действовать в ситуации, если опасение подтвердилось?

– Я очень часто говорю о важности доверительных отношений. Руководитель должен быть со своей командой единым целым, прислушиваться к ней. В таком случае уже при первых симптомах выгорания работник сам инициирует тет-а-тет с работодателем. Разговор поможет снять эмоциональное напряжение, исключить ситуации, которые вызывали стресс.

Если шефу не удалось выстроить дружественную связь со своими подчиненными, то он должен быть бдительным и внимательно следить за их поведением.  Если у сотрудника упала продуктивность, ухудшилась память, он стал допускать много ошибок, перестал соблюдать дедлайны, стал скованным, рассеянным или болезненным, стремится свести к минимуму контакты с людьми, у него появилась нервозность или безразличие к происходящему – все это сигналы к действию. Сделать первый шаг и организовать беседу в этом случае должен руководитель, или попросить кого-то из отдела кадров, или другого коллегу.

– Какие факторы способствуют этому синдрому?

– Причин тому много. Первая из них – высокая нагрузка. Часто работнику поручают больше, чем он может осилить: человек завершает одно дело, а его уже ожидают три новых – и так до бесконечности. Он засиживается на работе, начинает меньше времени уделять семье, но все равно ничего не успевает. Отягощает ситуацию давление со стороны руководства.

Вторая причина –культура в организации и коллективе. Важно, чтобы человек, приходя на работу, не шел на компромиссы со своими принципами, он должен чувствовать себя максимально комфортно.

Сейчас во многих международных компаниях развивается тренд «будь самим собой». На местах проводят различные семинары и тренинги, организовывают группы по интересам: для родителей, волонтеров, приверженцев спорта и т.д.

Далее – невозможность развития. Когда человек понимает, что он перестал расти как профессионал, он тоже может начать испытывать выгорание. Это стало одной из причин, почему я переехала в Англию. Я хотела развивать свою карьеру и заниматься транформациями и изменениями, но в Казахстане это направление не было особо развито тогда.

 

Четвертая причина – невозможность контролировать свою работу. Желание все контролироватьвполне естественно. Почему мы испытали стресс, когда начался карантин? Потому, что наступила неизведанность, мы не понимали, что будет дальше, как нам действовать сейчас. Нам казалось, что мыпотеряли контроль над своей жизнью.

Очень популярная причина – недооцененность. Человек много работает, но руководство это никак не поощряет: не повышает заработную плату, не способствует карьерному росту, не поручает важных проектов, не позволяет принимать самостоятельные решения. Что происходит? У работника заканчивается «психологический контракт» с компанией – либо он теряет свою лояльность, преданность и перестает выкладываться на 100%, либо при первой возможности уходит в другую организацию.

– В каком возрасте чаще всего человек начинает испытывать профессиональное выгорание? Почему?

– Насколько мне известно, не существует научных доказательств по поводу того, в каком возрасте чаще всего происходит психологическое выгорание или влияет ли как-то возраст на это.

Но не так давно в Канаде провели небольшое исследование, которое позволило выяснить, что чаще всего этот синдром испытывают люди в возрастной категории от 25 до 40 лет. Это логично: пока мы молоды, мы постоянно стремимся к чему-то новому, хотим развиваться. Подвержены выгоранию и люди старше 55 лет. В этот период происходят переоценка ценностей, смена жизненных приоритетов и ориентиров.

 

– Как вернуть интерес к работе? Человек должен пересмотреть какие-то вещи, отношение к ним или руководство должно создать комфортные условия?

– Для начала человеку нужно понять, что именно повлекло за собой профессиональное выгорание – какой-то конкретный единичный случай, недосып, усталость. Внести ясность в этот вопрос смогут психолог или коуч, и чем раньше сотрудник обратится к специалисту, тем лучше. Не стоит доводить ситуацию до пика.

Насчет руководства. Профессиональное выгорание сотрудников может привести не только к порче репутации компании, но и ее финансовым потерям. Стэнфордский университет провел исследование по последнему из пунктов. Что удалось выяснить? Только за год американские компании потеряли около 190 млрд долларов из-за профессионального выгорания своих сотрудников. В Германии этот показатель на уровне 9 млрд евро.

В Японии, например, существует такой термин как «кароши». Его используют тогда, когда человек психологически не справляется со своей работой и совершает самоубийство.

На организациях лежит большая ответственность. И если работодатель заботится об имени, корпоративной культуре, продуктивности своих сотрудников и, главное, их здоровье, он обязательно создаст все условия для работы, наладит процессы психологической помощи, если такая потребуется.

– Как Вы считаете, кто в большей степени подвержен профессиональному выгоранию – те, кто занимаются интеллектуальным трудом, или те, кто работает физически? Какие специальности находятся в зоне риска?

– По-моему мнению, в большей степени выгоранию подвержены те, кто занимается интеллектуальным трудом. Когда ты работаешь физически, то и устаешь ты физически.

По поводу зоны риска. Сюда относятся те, кто много коммуницирует с людьми, на ком лежит большая ответственность, кто считает свою работу высокозначимой и общественно полезной, или те, чья деятельность требует большого внимания и концентрации. Врачи, пожарные, учителя, офисный персонал, работники логистики, предприниматели – никто из них не защищен на 100%.