А как забыть строки из песни Владимира Высоцкого:
«В который раз лечу Москва – Одесса, Опять не выпускают самолет. А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса, Надёжная, как весь гражданский флот»?
И мало кто подозревает, какая нелегкая на самом деле эта «небесная» специальность.
Профессия эта зародилась немногим меньше века назад, в 1928 году. Датой ее рождения принято считать день, когда была принята на работу в качестве стюардессы американская медсестра Элен Черч. Ее навыки оказались весьма востребованными – чтобы успокоить пассажиров, которые боятся летать, и оказать им помощь в случае необходимости. Кроме того, женский образ благоприятно сказывался на привлекательности нового вида транспорта и активно эксплуатировался авиакомпаниями в маркетинговых целях. А главной обязанностью бортпроводника стало обеспечение безопасности, ведь ранее эту важную роль выполнял второй пилот, что отвлекало его от основной функции управления самолетом. В то время бортпроводницы были мастерами на все руки, разве что только самолетом не управляли: занимались обслуживанием пассажиров и уборкой самолетов, помогали носить багаж пассажиров, чинили поломанные кресла и даже… закатывали самолеты в ангары.
Сегодня все эти функции, за исключением обслуживания пассажиров, выполняют разные специалисты.
Главное преимущество этой профессии – конечно, возможность путешествовать в разные страны, да еще и получать за это зарплату. А для бортпроводников авиакомпании Air Astana большой плюс – это сервисные билеты для себя и своих близких родственников с 90%-ной скидкой. Кроме того, во время «эстафетных» рейсов экипаж остается на несколько дней в городе прилета, что дает возможность лучше узнать страну ближнего или дальнего зарубежья.
Как стать бортпроводником
Авиакомпания Air Astana регулярно набирает в свою команду новых сотрудников, влюбленных в небо и авиацию. Чтобы стать кандидатом на должность бортпроводника, нужно зарегистрироваться на сайте вакансий компании job.airastana.com и откликнуться на соответствующую позицию.
Какие требования предъявляются к бортпроводникам? Во-первых, это обязательное знание казахского, английского и русского языков, умение изъясняться на китайском и турецком тоже приветствуется. Желателен опыт в сфере обслуживания и, конечно, презентабельная внешность и рост (для мужчин – не ниже 170 см, для женщин – не ниже 165 см). Соискатель должен быть гражданином Республики Казахстан, для юношей необходимо наличие документа о воинском учёте. Отбор кандидатов проходит в три этапа: собеседование на трёх языках, тестирование и медкомиссия.
Прошедшие отбор получают первоначальную теоретическую подготовку (знакомство с функциями и обязанностями, нормальные и нештатные процедуры, особенности типов воздушных судов, опасные грузы и прочее) в Учебном центре авиакомпании, а практическую часть по противопожарным и спасательным действиям – в центре «Кондор» в Германии, во Франкфурте. И только после этого бортпроводники допускаются к выполнению полетов на внутренних и международных рейсах. Кандидаты, не прошедшие отбор, могут заново подать заявку через шесть месяцев.
После успешного прохождения собеседования и медкомиссии кандидата допускают к обучению. Цель этой учебы – приобретение навыков и знаний для выполнения функций и обязанностей, связанных с обеспечением безопасности полета и пассажиров в нормальных условиях эксплуатации, а также в нештатных и аварийных ситуациях. Процесс обучения длится четыре-пять недель. За это время бортпроводники узнают тип и модификации воздушного судна, классификацию опасных грузов, учатся оказывать первую медицинскую помощь. Теоретическая база подкрепляется практикой – на этих занятиях они отрабатывают навыки эвакуации и тушения пожара. После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки кандидат сдает экзамены. И только после этого он выполняет ознакомительные рейсы и получает допуск к самостоятельным полетам.
Действующий бортпроводник ежегодно проходит обязательное обучение для поддержания квалификации, знаний и навыков проведения аварийно-спасательных либо других нештатных процедур.
После этого коллеги регулярно обновляют знания на тренингах по повышению квалификации за рубежом, а также на вебинарах и онлайн-тренингах на специальной платформе – гражданская авиация требует соблюдения высочайших стандартов безопасности. Профессия бортпроводника открывает перспективы путешествий в разные страны, но при этом требует серьезной подготовки и навыков, которые приобретают особое значение в небе.
Сегодня в авиакомпании Air Astana работают 1312 бортпроводников. Средний возраст их возраст – 30,8 лет, женщин здесь большинство – 93,6%.
Своей историей работы бортпроводником в Air Astana поделилась Айжан Салихина.
«Моя любовь к небу длится уже четыре года. Бортпроводники – настоящие профессионалы, они всегда работают над тем, чтобы перелёты были безопасными и комфортными.
Быть бортпроводником – это так здорово! Благодаря любимой работе мне удалось увидеть светящуюся Эйфелеву башню в Париже в полночь Рождества, невероятный подводный мир Шарм-эль-Шейха, покататься на велосипеде вдоль Темзы в Лондоне и погулять в Сеуле в момент цветения сакуры. И эти воспоминания будут со мной всю жизнь!
Ни один мой день не похож на предыдущий. В месяц я совершаю около 20 перелетов по всем маршрутам нашей авиакомпании. На каждом рейсе я встречаю новых людей, работаю в составе новой команды. Это, безусловно, делает мою жизнь более насыщенной и интересной.
Очень люблю «эстафеты» – так мы называем рейс с остановкой экипажа на несколько дней вне Казахстана, когда мы можем провести время с командой, побывать на пляжах Средиземного моря или изучить достопримечательности стран пребывания.
Работа в гражданской авиации идеальна для тех, кто любит людей и готов им помогать. Помню, 2 марта этого года мы выполняли рейс Алматы – Нур-Султан, и в качестве пассажира с нами летел президент нашей авиакомпании Питер Фостер. Днем ранее он прилетел из Польши вместе со 175 пассажирами, которые были эвакуированы из Украины. И во время посадки люди подходили к Питеру, обнимали его, вновь и вновь благодарили его за помощь, аплодировали. Это были те люди, которые прилетели из Украины через Польшу, а теперь направлялись домой, в Нур-Султан. А какие виды из окна нашего воздушного «офиса» – дух захватывает! Я видела пролетающие мимо самолеты, египетские пирамиды, двуглавую гору Эльбрус, Тауэрский мост и ночную Москву с высоты птичьего полета…
Я очень люблю свою работу. Благодаря ей я так много узнала о мире и о себе. Это целая гамма чувств и замечательных впечатлений, позитивные моменты, которые я проживаю день за днем. Уверена, оглядываясь назад, я буду вспоминать их с особым теплом и ощущением счастья».
Тлек АБДРАХИМОВ