О миссии
Задачу нашего профсоюза я вижу в том, чтобы находить win-win решения – то есть решения, которые устроят всех – и сотрудника, и работодателя. Наша главная задача – разрешение трудовых споров. К нам может обратиться любой сотрудник со своей проблемой, и мы выступим на его стороне. Мы можем решить спор еще на начальном этапе, можем посоветовать сотруднику предпринять те или иные шаги. В своей деятельности мы ориентируемся, прежде всего, на возможности компании, хотим конструктивного взаимодействия с руководством компании. В любой ситуации нам необходимо находить компромисс, который был бы приемлем и для работника, и для компании. Для этого проводим регулярные переговоры с руководством компании, в том числе с президентом. Я могу сказать, что Питер Фостер охотно идет на переговоры, и мы всегда находим вариант, который устроит обе стороны.
О больших и малых победах
Сейчас мы все пользуемся прекрасной системой staff travel, которую когда-то давно развивал первый профсоюз. И более того – дети сотрудников в возрасте до 31 года могут пользоваться сервисными перевозками. Из недавнего – по закону Республики Казахстан в праздничные дни ставка оплачивается в полуторном размере к окладу, мы же добились двойной оплаты в праздники. Это небольшая, но важная надбавка, особенно для сменных работников. Еще – мы обновили программу пенсионного плана. Там было правило: если сотрудник достигает 20-летнего стажа в компании, программа закрывается, он получает вознаграждение и прекращает деятельность. Мы изменили программу: теперь сотрудники могут продолжать работать. Это ведь говорит об их патриотизме, и компании необходимо поощрять таких работников.
О балансе интересов
В ближайшие пять лет флот компании удвоится, а значит, и рейсов будет в два раза больше, чем сейчас. Мы уже сегодня остро ощущаем нехватку пилотов, и прежде всего, командиров. Они работают в плотном графике, недавно подписали соглашение об увеличенном рабочем времени. Профсоюз также пытается решить эту проблему. Мы составляем новую систему планирования экипажей. Но коллективное мнение – это тонкий лед, зыбучая почва, это сложный процесс, и продвигаться нужно с осторожностью и пониманием. Здесь есть свои сложности. Трудно удовлетворить спрос всех работников. Допустим, часть пилотов предпочитает график с минимальным межполетным отдыхом между ночными рейсами с последующим выходным днем, а другие не готовы к регулярным двойным ночным сменам. Здесь надо либо принимать решение большинства, либо придумывать систему вариации, где каждый пилот сам выбирает приемлемый для него вариант. Например, возьмем опыт американской авиакомпании Delta, их система планирования экипажей схожа с нашей. Вот там есть такой вариант: каждый может выбрать на определенный период времени подходящий для него график. Допустим, больше эстафетных перевозок, либо более плотный график, либо полеты только в дневное время. Поэтому мы сейчас думаем, как лучше сделать. Мой опыт в IT помогает и здесь – я работаю над программой, она будет упрощенная. Надеюсь, в этом году мы придумаем удобное решение для всех сторон.
О профсоюзе
Два года назад члены нашего объединения – опытные пилоты – выбрали меня в качестве председателя профсоюза. А раз командир сказал – я согласился. Могу сказать, что за это время мы в большей степени интегрировались с компанией, что стало удобнее и для компании, и для сотрудников. Мы сделали быстрый доступ в профсоюз через систему электронного документооборота ELMA, внедрили упрощенный документооборот. Наш профсоюз пока не такой большой – сейчас это 54 пилота. Но мы стоим на страже наших пилотов, и входим также в отраслевой профсоюз работников водного, наземного и воздушного транспорта Казахстана.
О журнале «Авиатор»
Журнал – это моя инициатива, я делаю его сам, сам пишу, но, как оказалось, это не так просто. Статьи касаются в основном всех тех проблем, над которыми работает профсоюз. Также мы запустили сайт профсоюза, где публикуем новости. Наша основная цель на этот год – оптимизация рабочего времени и времени отдыха, создание баланса между работой и отдыхом. Когда работа превращается в рутину, это влияет и на усталость, и на когнитивные функции – в случае нестандартных ситуаций пилот уже не сможет мыслить и действовать продуктивно. Кроме того, мы хотим формировать рабочую этику, отношение к работе, ведь среди нас немало молодых пилотов. Хотим, чтобы членов профсоюза становилось больше – нам нужны взносы. И это не только для поддержания сервисов, но в большей степени для материальной помощи пилотам. В случае, если пилот потерял годность или его списали по здоровью, мы выплачиваем компенсации, помогаем семьям погибших пилотов, не оставляем наших работников один на один со своими проблемами.
Дина КАСЫМОВА