К 30-летию Независимости Казахстана | 08 июля 10:55

Рационализируй это!

Ульбинский металлургический завод богат на неутомимых рационализаторов. И так было всегда: изобретения, рацпредложения, патенты, хороший экономический эффект – все во благо производства. Как из недорогой камеры видеонаблюдения сделать «ноу-хау», которое облегчит ремонты, знает Сергей Лемешко, энергетик уранового производства - репортаж SK News.

 

Большая победа

Каждый год АО «НАК «Казатомпром» награждает самых талантливых рационализаторов холдинга. В 2020 году первого места и премии в номинации «Лучшее цифровое решение на производстве» удостоились энергетики уранового производства АО «УМЗ» за проект «Применение камер видеонаблюдения для визуального осмотра внутренней части футеровки и состояния нагревателей печи с шагающим подом».  

 

 

 

Суть идеи

 

Конструкция из камеры с блоком питания, алюминиевого поддона с ручкой и осветительного прибора помогает делать «диагностику» футеровки и нагревателей с целью предупредительных ремонтов.

Сергей Лемешко: «Раньше было так: пока не разберешь печь – неисправности не увидишь. Приходилось снимать термопары, затем крышки с применением грузоподъемного крана, ошиновку, часть футеровки. Процесс достаточно затратный и трудоемкий, а у нас внешние контрактные обязательства. Сейчас же осмотр с помощью нашей технологии – скорее превентивная мера и занимает от часа до трех, вместе с осмыслением ситуации».

 

 

 

 

НАША СПРАВКА

 

Печи с шагающим подом применяются при производстве урановых топливных таблеток для их спекания. Шагающий под – это балка, при помощи которой внутри перемещаются молибденовые «лодочки», наполненные урановыми таблетками. Такие печи – ключевое оборудование на урановом производстве. Режим их работы оказывает основополагающее влияние на размер зерна, количество и размер пор готового изделия.

Футеровка – внутренний свод печи. Облицовка из огнеупорного, химически стойкого материала, которым покрывается внутренняя поверхность металлургических печей.

Нагреватель печи – тепловой элемент правильной геометрической формы в виде перевернутой буквы «W».

В здании 600 уранового производства УМЗ установлено восемь водородных высокотемпературных печей с шагающим подом. По паспортным данным протяженность пятизонной печи (печи с первой по седьмую) составляет 9,8 м, длина 8-зонной (8-я печь) – 14,3 м. После каждой остановки оборудования следует производить визуальный осмотр футеровки и состояния нагревателей. Осмотр состоит из трех этапов: первый – проверка состояния футеровки свода печи, второй и третий – состояния нагревателей, расположенных слева и справа по ходу движения балки. Каждый этап требует своего наклона камеры. Таким образом, суммарно в общей сложности  осматривается почти 30 метров рабочего пространства печей.

Именно в таких формах спекаются топливные таблетки.  Кстати, процесс изготовления «лодочек» также разработан и внедрен работниками УМЗ с учетом местных условий.

 

 

 

Сергей Лемешко: «Спрашиваете, откуда появилась идея? Сама жизнь подсказала. У меня довольно большой автомобиль, и дети подарили мне камеру заднего вида с выводом на монитор, я посмотрел: какая четкая картинка, и подумал, ну почему бы не попробовать?! Подобрали походящую камеру с возможностью изменения угла наклона. Собрали несложную конструкцию для установки на поддон, сделали подсветку – все получилось! Это практическая идея, не какая-то там эфемерная».

 

 

 На поддон устанавливаются камера и светильник для освещения пространства съемки. Подключается экран. Поддон – алюминиевый, с составной, разборной ручкой. Сделали его самостоятельно огнеупорщики уранового производства. Они же изготовили разборную ручку и крепление камеры. Вся конструкция устанавливается в печь со стороны загрузки.

 

 

 

Сергей Лемешко: «Монитор, провода у нас были, основные траты – покупка камеры и блока питания, это около 20 000 тенге. Собрали, подключили. Интересно, что изначально пробовали перемещать поддон при помощи шнура. Не понравилось – при такой длине сложно протягивать шнур через рабочее пространство печи. Потом родилась идея сделать ручку-толкатель».

 

Во время перемещения поддона с камерой в печи изображение в режиме реального времени выводится на экран.

Сергей Лемешко: «Тут смысл такой – партия продукции выпущена, печь остановлена, охлаждена, у нее перерыв. Есть возможность посмотреть, в каком состоянии оборудование. При этом в первую очередь всегда необходимо знать, в каком состоянии находится футеровка рабочего пространства печи и нагреватели, нуждаются ли они в ремонте или замене. Дальнейшие действия определяются комиссионно и при необходимости проводятся те или иные операции.

 

 

 – Сергей Борисович, а как раньше делали диагностику?

 

– По мере поступления проблемы. Обычно ситуацию прослеживали на рабочей печи при открытии заслонок на загрузке «лодочки» в печь или выгрузке ее из печи. Просматривали рабочее пространство через темное стекло. Правда, увидеть удавалось не много. Например, «козление лодочек», или нагреватель, потерявший свою геометрическую форму и выступающий в сторону рабочего пространства печи. Также проводился анализ, правда, косвенный, при выходе из печи «лодочек» с фрагментами футеровочного материала. По фрагментам, то есть их внешнему виду и плотности, делались предположения о возможном повреждении. В таких случаях однозначно остановка печи, охлаждение и ремонт.

– Как часто осмотр печей проходит сейчас?

– От двух до четырех раз в год на каждую печь и при каждом ее останове. Остановили – святое дело посмотреть, что там! Завели камеру, наклонили, увидели состояние сводов футеровки и нагревателей справа и слева. Теперь после каждой остановки осматриваем, так уже заведено – и на душе спокойно. На все про все несколько часов, а не месяц! Если есть необходимость – разобрали определенный участок печи, отремонтировали. И да, уже находили неисправности: свод как начинает расходиться – тут же перебираем верхнюю часть футеровки печи во избежание последствий в виде перегрева крышек.

 

 

– Сколько по времени заняла реализация проекта?

 

– В течение двух месяцев одновременно с основной работой собирали конструкцию, отшлифовали идею.

– Стала ли для Вас неожиданностью победа в конкурсе рационализаторов «Казатомпрома»? На что потратили премию?

– Честно говоря, да, стала. Приятной неожиданностью! Ну а насчет премии, догадайтесь с одного раза, когда дети взрослые? По-отцовски распределил.

 

 

Вот так недорогая камера и два месяца подготовки решили проблему внеплановых остановов основного оборудования уранового производства.

 

Наша беседа с Сергеем Лемешко и его командой проходила накануне Дня изобретателя и рационализатора, который в советское время отмечался каждое третье воскресенье июня. Предлагаем вспомнить хорошую традицию и поздравим всех новаторов и «первооткрывателей»! Ведь имена изобретателей навсегда вписаны в историю страны и мира, а имя механика Ивана Кулибина давно стало нарицательным.

 

Алексей ПРОСКУРЯКОВ