Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и ее дочернее предприятие PetroChina сталкиваются со стагнацией добычи нефти в стране и нехваткой новых проектов по увеличению запасов во всем мире, в то время как замедление экономического роста и резкое увеличение использования электромобилей подрывают внутренний спрос, хотя растущие геополитические барьеры ограничивают ее возможности для маневра.
CNPC может возобновить инвестиции в крупные нефтегазовые активы в качестве оператора, как это было два десятилетия назад, когда она приобрела канадскую PetroKazakhstan за 4 миллиарда долларов и взяла под контроль операции Devon Energy в Индонезии, сказал Лу Рукуан, который является директором Института экономических и технологических исследований CNPC (ETRI) и участвует в обсуждении стратегии.
Изменение стратегии крупнейшего производителя нефти в Азии будет означать возврат к более активным приобретениям 1990-х и 2000-х годов, когда он вышел на рынки Судана и Чада и заключил сделки с Казахстаном и Индонезией.
Лу сравнил три десятилетия зарубежных инвестиций компании с «судном, плывущим по течению», описав необходимость для CNPC приступить к более глобальным приобретениям.
«Нужно грести сильнее, иначе все откатится назад», — сказал Лу, бывший руководитель отдела стратегии и развития в подразделении по приобретению группы CNPC International до перехода в ETRI, что дает редкую возможность заглянуть в стратегическое мышление одного из самых могущественных государственных предприятий Китая.
У CNPC есть все необходимое, чтобы повлиять на ситуацию с сделками в нефтегазовой отрасли: в 2023 году только у PetroChina будет 37,5 млрд долларов США в эквиваленте денежных средств.
По словам Лу, CNPC может попытаться расширить свои инвестиции в сектор сжиженного природного газа (СПГ) в Катаре вслед за прошлогодней сделкой , которая связывает небольшую долю в крупных заводах QatarEnergy по сжижению газа с многолетним соглашением о закупках.
CNPC также будет искать возможности в глубоководных районах Южной Америки, прилегающих к месторождениям в Гайане, где находится китайская CNOOC Ltd (0883.HK), открывает новую вкладкуПо его словам, компания, входящая в консорциум под руководством Exxon Mobil, сделала новые масштабные открытия.
PetroChina добывает больше, чем Exxon Mobil, но ее доля в мировом производстве сократилась до 11% в прошлом году, по данным компании, по сравнению с пиковым значением почти в 14% в 2019 году. Китайские компании ограничили свои глобальные приобретения после обвала цен на нефть в 2014/15 годах.
Лу предупредил, что с учетом санкционных ограничений в отношении ключевых стран, богатых углеводородами, таких как Венесуэла, Иран и Россия, более практичными вариантами являются продление действующих контрактов, например, в Казахстане и Индонезии, срок действия которых приближается к концу.
«Самое сильное место PetroChina — это извлечение большего количества нефти из стареющих месторождений», — сказал он. Эта возможность развивалась десятилетиями на огромном и все еще продуктивном месторождении Дацин на северо-востоке Китая.
Аналитики Wood Mackenzie прогнозируют возобновление международных приобретений со стороны национальных нефтяных компаний (ННК) после двух десятилетий минимума прошлого года, поскольку отрасль переориентируется на нефть и газ на фоне замедления активности в сфере энергетического перехода.
«Развитие международного бизнеса остается одним из главных приоритетов для крупнейших китайских ННК, но в последние годы они придерживаются осторожного подхода к заключению сделок», — сказал Вудмак.
По словам Лу, CNPC, возможно, столкнется с самыми большими геополитическими препятствиями с момента своего первого выхода на зарубежный рынок в 1993 году.
Китайские компании воздержались от новых инвестиций в Россию, поскольку другие мировые компании вышли из нее после войны России с Украиной, хотя Китай является одним из крупнейших клиентов российской нефти и быстрорастущим покупателем природного газа.
Напряженные отношения с Соединенными Штатами ограничили возможности в этой стране, где в ходе прошлогодней консолидации отрасли были заключены сделки на сумму 250 миллиардов долларов .
CNPC и PetroChina не владеют никакими добывающими активами в США, а PetroChina исключила себя из листинга Нью-Йоркской фондовой биржи в 2022 году из-за аудиторской проверки.
Лу также предупредил, что альянсы, объединяющие опыт строительства и инжиниринга CNPC с коммерческой и юридической проницательностью крупных нефтяных компаний, как, например, на Кашагане в Казахстане, имеют ограничения в качестве бизнес-модели.
«Небольшому инвестору сложно защитить свои интересы и получить доступ к достаточной операционной информации. Нам понадобятся сильные коммерческие и юридические навыки, которые, как оказалось, являются нашими слабыми звеньями», — сказал он.