Такое решение было принято, учитывая уровень контрафакта на рынке. По официальным данным, теневой рынок обуви составляет 48,5% от всего объема. Цифровая маркировка обуви будет способствовать «обелению» рынка и очистке его от контрафакта.
Кроме того, данная мера позволит также усилить общественный контроль. С помощью мобильного приложения Naqty Onim потребители смогут проверять подлинность маркированного товара.
В настоящее время производители и импортеры обуви заполняют карточки на свои товары в Национальном каталоге товаров в системе маркировки markirovka.kz. На сегодня в системе зарегистрировано более половины импортеров обуви в РК, создано более 40 тысяч карточек обувных товаров.
Реализация остатков немаркированной обуви разрешена еще до 1 апреля 2022 года, после чего вводится запрет на продажу немаркированной обувной продукции. До 1 ноября 2022 года нереализованные обувные товары без цифрового кода должны быть промаркированы как остатки обувных товаров.
Постановлением Правительства РК установлен предельный размер стоимости кода маркировки на одну пару обуви в размере 2,68 тенге без налога на добавленную стоимость.
Производители казахстанской обуви должны маркировать товары на производстве до выставления на реализацию, импортеры - на территории третьих стран (производство и склады за рубежом) или таможенных складах РК до завершения таможенных процедур.