В чем причины роста разобрались быстро. В прошлом году одновременно в России и Узбекистане случился неурожай. В Казахстане же – наоборот. Как правило, Узбекистан компенсировал свой неурожай закупками из России, но в этот раз переключился на Казахстан. Возрадовавшись экспортным перспективам, казахстанские фермеры активно начали продавать. Кстати, в прошлом году сельчане вырастили свыше 4 млн. тонн картофеля, на 108% удовлетворив внутреннюю потребность страны. Так, что на экспорт было что поставлять.
Но в межсезонье (апрель-июнь), когда старые запасы картофеля съедены, а новая картошечка (морковочка и свеколка, кстати, тоже) еще не созрела, образовался дефицит. Наложение двух этих факторов дало мощный импульс к росту цен. Чем не замедлили воспользоваться крупные торговые сети (ритейл), восполнив дефицит импортной пакистанской, египетской и иранской картошкой. Естественно, не без выгоды для себя.
2020-ый «пандемийный» год привел к массовой ликвидации субъектов малого бизнеса, занятого в сфере розничной торговли. Крупные сетевые супермаркеты вытеснили «магазины у дома» и овощные лавочки – их количество сократилось вдвое. Соответственно, у рядового потребителя-горожанина исчезла возможность выбора (в малых городах и на селе с этим полегче, поскольку цивилизация в виде Magnum, Green и Small сюда еще не добралась).
Сегодня разлет оптовых цен на картофель варьируется в районе 200 тенге за килограмм (при себестоимости в 50 тенге). А вот розничные цены – от 350 до 500 тенге за кило, в зависимости от региона.
Минсельхоз убеждает, что через две-три недели начнет поступать картофель нового урожая, и, соответственно, снизятся цены.
«Почему сейчас на рынках у нас продается иностранная продукция – просто сейчас сезонная ситуация. Наша казахстанская картошка сейчас поспевает. Ежегодно так делается – из Узбекистана завозится. Когда в Узбекистане нет картошки в межсезонье, наша картошка туда экспортируется, а когда у нас наступает время межсезонья, узбекистанская картошка поступает к нам. У нас сейчас на подходе своя картошка, уже молодая картошка через определенное время появится», - заявил на пресс-конференции министр сельского хозяйства Сапархан Омаров.
Но твердой уверенности в снижении цен рядовой потребитель не испытывает, поскольку нет «ничего более постоянного, чем нечто «временное».
«Эффект домино» в ценообразовании сильнее всего проявился в западных регионах. Актауское издание «Лада» на днях опубликовала фотографию выложенной на торговые ряды моркови по 850 тенге за килограмм. Городские власти немедленно отреагировали сообщением, что это дескать морковь элитных израильских сортов, а «местная» - намного дешевле. Но фотографии продолжают поступать в редакции СМИ…
Давление цен на овощи (товар повседневного спроса) испытывают простые труженики в нефтедобывающих регионах. Дело в том, что львиная доля овощной продукции сюда всегда завозилась из соседнего Узбекистана (через приграничную станцию Бейнеу, Мангистауская область) и России (через границу с Астраханской губернией в Атырауской области). Поэтому неурожай у соседей мгновенно отразился на ценах и, понятное дело, на настроении нефтяников и нефтепереработчиков.
Пользуясь своими обширными контактами, корреспондент SK NEWS провел небольшой опрос рабочих некоторых предприятий.
«Я не могу понять, почему мы каждый год поставляем удешевленный бензин и ГСМ сельчанам на посевную и уборочную, а в ответ получаем новый всплеск цен на продукты», - возмущается тридцатилетний рабочий Атырауского нефтеперерабатывающего завода Данияр К. – «Получается, что мы создаем комфортные условия для тех, кто на нас наживается?»
«Все повторяется из года в год: мы им нефть в больших объемах, они нам – повышение цен! И каждый раз ссылаются на законы экономики. Получается, как в старом анекдоте: «Топор отдал, рубль взял, рубль отдал – пустой домой иду!», - рассуждает пятидесятилетний инженер нефтепроводного управления «Мангистаумунайгаз» Юрий В.
«Мы пережили очень непростой 2020 год. Только-только вакцинировались и вернулись к нормальным темпам работы. И тут нас снова ценами по голове – раз! Слушайте, но пора бы уже и власть употребить в отношение наших деятелей торговли?! Почему нашу деятельность регулируют все подряд, а они в каком-то «домике» сидят?», - не находит слов Ибрагим К. из «Каражанбасмунай».
Отметим, что в последние годы руководство Фонда «Самрук-Казына» предпринимает серьезные меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах на промышленных предприятиях. Но в условиях волатильности мировых цен на углеводородное сырье оградить своих работников от галопа цен на продукты и инфляции, - внешних факторов социальной стабильности, - вряд ли под силу даже самому крупному холдингу. Перекосы потребительского рынка становятся уже провоцирующим фактором. И это важно понять тем, кто нашел «новую нефть» в продукции аграрно-промышленного комплекса, и бредит экспортными перспективами.