К 30-летию Независимости Казахстана | 08 ноября 08:06

"Самрук-Энерго" объявил нулевую терпимость к несчастным случаям на производстве

В компании отметили, что методы контроля, которые действовали на протяжении десятилетий в их организации не актуальны. Нужны новые, кардинальные решения.   

"Самрук-Энерго" объявил нулевую терпимость к несчастным случаям на производстве. О своей роли в этой инициативе рассказал управляющий директор по рискам и правовым вопросам АО "Самрук-Энерго" Малик Саулебай, который недавно получил статут спонсора проекта трансформации по внедрению новой модели комплексной безопасности. 

 Малик Оралович, такое направление как соблюдение техники безопасности на производстве, казалось бы, понятное и очевидное. Что может внести новый проект, который Вы курируете?

— Я, как новый человек в компании, первым делом погрузился в изучение концепции проекта. Для меня как юриста, человека с определенным опытом работы, это не было открытием в области охраны труда и соблюдения техники безопасности. Но, в то же время, мне удалось найти новые грани в этом вопросе. Проект нацелен изменить сознание человека и его парадигмы. Мы планируем построить работу нашей команды не методом пост-контроля, когда несчастный случай уже произошел и мы вынуждены "разгребать" последствия. Сегодня мы видим, что методы, которые действовали на протяжении десятилетий, — не актуальны и в значительной степени устарели.

 Этот проект непосредственно касается людей, большая часть которых имеет богатый трудовой производственный стаж. Какие методы воздействия на сознание на Ваш взгляд наиболее применимы?

— Первое, что я сделал — встретился с людьми в дочерних зависимых организациях. Напомню, что в организационный периметр проекта входит: ТОО "Экибастузская ГРЭС-1", АО "Шардаринская ГЭС" и АО "Мойнакская ГЭС". Встречи с трудовыми коллективами мы планируем проводить регулярно. Действительно, проект комплексной безопасности разработан именно для людей. И его правильное восприятие является ключом для успешного внедрения проекта. Да, многим сейчас не совсем понятно, что можно придумать нового. Я слышал вопросы от производственников из разряда: "Вы думаете, я, проработав на производстве 40 лет, занимался ерундой?". "Конечно, нет", — объясняю я людям. Сегодня изменились подходы. И у меня вначале было недоверие к проекту, что вполне закономерно. Такова психология человека — оказывать сопротивление всему новому. Сегодня уже есть понимание, есть наличие положительных отзывов. Производственный блок начал нас слышать.

 Возможно искажение восприятия необходимости должного соблюдения техники безопасности произошло по вине формального подхода? Когда от красивой статистики зависит уровень КПД руководства  проще умолчать и не показать происшествия, по крайней мере, мелкие?

— Мы возобновили работу комитета при Правлении, и мы не допустим формального отношения. Накануне мы провели первое заседание по технике безопасности под моим председательством, три вопроса вынесли на рассмотрение Правления АО "Самрук-Энерго". Для меня есть четкое понимание, почему ОТиТБ выведено из-под контроля производственного блока — потому что имеется прямой конфликт интересов! Зачастую, за кривой статистикой укрываются показатели нарушений. Хочу сказать, что соблюдение охраны труда и техники безопасности должно стать нормой №1 в деятельности производственной организации. У нас сейчас зафиксирован рост производственного травматизма по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. И он связан с тем, что мы запустили ряд мероприятий прозрачной системы регистрации несчастных случаев на производстве. Сегодня мы фиксируем случаи лёгкой и средней степени тяжести, когда люди спотыкаются, поскальзываются, а также другие факты, чего не было ранее.

Кроме того, наш проект трансформации включает в себя риск-ориентированный подход по управлению вопросами охраны труда, повышение лидерства руководителей в вопросах охраны труда и культуры безопасности на предприятиях. Установлена ответственность первых руководителей за травматизм, путем разработки соответствующих КПД. Как спонсор этого проекта я осознаю огромную степень вовлеченности и ответственности. При личной встрече с руководителями ДЗО и по онлайн-связи я всегда говорю, что "рыба гниет с головы". Будьте личным примером для рабочего коллектива. Ты не будешь носить каску — твои подчиненные, глядя на тебя, тоже будут игнорировать эти меры безопасности.

 Летом 2018 года на ТЭЦ-2 (филиал АлЭС г. Алматы) произошел несчастный случай со смертельным исходом. Как Вы можете прокомментировать это?

— Когда мы начали изучать глубину проблемы, то выявили банальное несоблюдение мер безопасности. ТЭЦ — это нестандартное здание, высотой в 10-12 этажей. У него внутри нет перегородок, перил, очерченных безопасных зон, маршрут есть, но он не визуализирован. Есть оборудование и на крыше, которому требуется временами профилактический осмотр и ремонт. Стопроцентная зона риска. Из беседы с сотрудниками услышали, что "…мы так всегда ходим…". Первый вопрос, который у меня возник — есть ли страховочное оборудование? По логике вещей оно быть обязано. Но на деле его нет. Получаем ответ — "…у нас это нигде не прописано…". А что мешает прописать? Одна из причин — неудовлетворительный анализ рисков и не налаженная система контроля.

Доводы предприятия комиссией приняты не были. Резюме — стопроцентная вина работодателя. Сегодня 2 человека на скамье подсудимых. Главный инженер ТЭЦ-2, убеленный сединой человек с огромным стажем работы и мастер — непосредственный руководитель погибшего.

 Последствия трагедий напрямую связаны с такими понятиями как реализация рисков и правовая составляющая. Насколько будут интегрированы между собой эти направления?

— Я, как управляющий директор, курирующий вопросы права и рисков, вижу прямую связь данного проекта с такими вопросами, как риски и юридическая составляющая. Любое несоответствие в ОТиТБ может содержать недоработки или пробелы во внутренних нормативных документах. После нового года мы планируем встречи с трудовыми коллективами. В нашу рабочую группу будут включены менеджеры департаментов "Риски и внутренний контроль" и "Правовое обеспечение". Мы планируем целенаправленно выявить слабые места проекта и сложить звенья в одну цепочку: охрана труда — риски — юридические вопросы. Таким образом, мы создадим полное сопровождение процесса охраны труда, защиты прав сотрудников и риски.

Справочно:

В настоящее время в целях улучшения системы управления охраны труда в холдинге АО «Самрук-Энерго» проделана следующая работа:

установлена ответственность первых руководителей за травматизм, путем разработки соответствующих КПД; структурное подразделение по охране труда и защиты окружающей среды в целях исключения конфликта интересов выведены из состава производственного блока и переданы в блок по работе с рисками и правового обеспечения; в ДЗО службы охраны труда подчинены напрямую первым руководителям; созданы комитеты охраны труда при Правлении и при Совете директоров; ответственность первых руководителей ДЗО за сокрытие несчастных случаев, предусмотрена в трудовых договорах; внедрена индивидуальная ответственность работников за нарушение правил техники безопасности, посредством отрывного талона; в договорах с подрядными организациями предусмотрена ответственность первых руководителей за соблюдение требований системы управления охраны труда Общества; в трудовые договора работников внесены дополнения, в части ответственности за сокрытие несчастных случаев (ознакомлены под роспись). предусмотрена обязательная регистрация, расследование и учет всех инцидентов, в том числе потенциально-опасных происшествий, не приведших к несчастным случаям; внедряется механизм поощрения работников за сообщения о несчастных случаях, о потенциально-опасных происшествиях. с учетом опыта передовых компании в качестве необходимой меры по улучшению прозрачности отчетности в Обществе планируется введение моратория на привлечение к дисциплинарной ответственности за произошедшие несчастные случаи, за исключением несчастных случаев со смертельным исходом.