"Начну с истории, поскольку я в теме. В 1978 году на пустынном берегу Балхаша началось строительство Южно-Казахстанской гидроэлектростанции. Энергетики выбрали это лучшее с их точки зрения место не только, потому что оно безлюдное, но и находится на пути пересечения мощных энергетических сетей, соединяющих север с югом, вплотную подъездные пути железной дороги, что должны были обеспечивать ЮК ГРЭС высокозольными углями Экибастузного бассейна.
Строительство началось ни с самой станции, а с инфраструктуры, в каменистой степи поднялись многоэтажки, даже девятиэтажные, школа, детский сад, поликлиника, построили залив опреснения и энергетические объекты. Городок начал заполняться людьми с Мерке, Лугового и Шу. Высокая зарплата, надбавки, отличное снабжение, Балхашские девственные пляжи, скопление молодежи сделали поселок городского типа дико популярным. Но с распадом СССР жизнь в Улкене пошла по ниспадающей.
Однако с конца девяностых о поселке вспомнили, энергетики страны предложили построить там необходимую Казахстану атомную станцию.
Энергетические мощности страны, заложенные тридцать лет назад, уже тогда изнашивались, а мир давно переходил на альтернативные экологичные источники энергии, пришла пора думать об этом и нам. Зеленая энергетика из ветряков, солнечных батарей дает не более 5 процентов всей произведенной электроэнергии, гидроэлектростанции успешно работают, однако этого недостаточно.
В стране есть мощное угольное лобби, но будущее все-таки за чистой энергетикой. Казахстан безусловный лидер по запасам урана на планете, имеем полный цикл производства урановых таблеток в Усть-Каменогорске, это как раз готовое топливо для атомных станций. Физики-ядерщики не без основания считают, что будущее в Казахстане за атомной энергетикой, и она может быть безопасной. Есть и такой козырь, в крупнейшем мегаполисе страны Алматы более сорока лет успешно работает ядерный реактор, правда в научных целях.
Четверть века в Мангистауской области пресной водой регион обеспечивал МАЭК, реактор на жидких нейтронах.
Это одна сторона медали, но есть и другая. После планетарных аварий в Чернобыле и на Фукусиме, а случилось это в тоталитарном и супер дисциплинированном наукоемких государствах, у людей вполне логично сложилась радиофобия.
Прибавьте к этому и наш Семипалатинский ядерный полигон. Есть вопросы и по самому озеру Балхаш. Этот крупнейший бессточный водоем на 70% питается трансграничной рекой Или, берущей начало в соседнем Китае. Хорошо зная устремления и жизненную философию этой страны, конвенция о трансграничных реках вряд ли будет подписана в ближайшие годы, наоборот Синьцзянь-уйгурский автономный округ активно заселяется ханьцами из внутреннего Китая, потребление воды на сельское хозяйство здесь постоянно растет, так что рассчитывать на какую-то стабильность наполнения Балхаша не приходится. Тридцать процентов стока в Балхаш дают реки Западного Тянь- Шаня, которые тоже не бесконечны, ледники, констатируют ученые, тают. Средняя глубина озера шесть метров. С экологической точки зрения – это крайне хрупкий сосуд, стоит уровню Балхаша упасть на 1,5-2 метра и он превратится в болото.
Ядерщики предусматривают и вариант сухой АЭС, оказывается есть и такие, но это гораздо дороже.
Среди строителей нашей станции рассматриваются несколько претендентов, в их числе Китай, Россия. Корея, Франция. Ничего не имею против этих авторитетов в области атомного строительства, меня беспокоит вопрос управления станцией. Недавно смотрел документальный фильм об аварии на Фукусиме, понял, что нам далеко до самоотверженной дисциплины японцев.
Противники строительства АЭС не слушают аргументы сторонников станции, но в тоже время вряд ли откажутся от пользования тех же зарядок мобильных телефонов, лифтов, кондиционеров, электромобилей, а все это питается из электрически их розеток. Пропасть между полярными сторонами становится все глубже, они спорят на высоких тонах, не выбирая выражения, больше двадцати лет. Поэтому главой государства Касым-Жомартом Токаевым принято решение вынести этот важный вопрос на всенародное обсуждение.
Референдум в нашей стране, а это очень недешевое мероприятие, очень актуальный, важный и демократический шаг. Как эколог и журналист , много раз побывавший в Улкене, я член партии «Amanat» тоже должен подумать и хорошо взвесить все за и против. Общественные слушания, которые провели там, считаю провальными, они ничего не решили. Совершенно точно знаю, что тех энергетических мощностей, которые есть в стране, не хватит уже очень скоро. А мы говорим о перспективе . Сейчас мы уже сталкиваемся с отсутствием воды, нехваткой ее. Через пять лет у нас будут также отключать электрическую энергию в стране, если мы не примем меры. Решение по АЭС без преувеличения судьбоносное и должно приниматься всем народом Казахстана".