Хотя Минэнерго РК считает, что сокращение экспорта нефти «не будет критическим» для Казахстана, директор Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов придерживается другого мнения.
«Республика может недополучить 250-300 млрд тенге за один месяц. За два месяца это свыше полтриллиона тенге (около миллиарда долларов -)», - сообщил Жумагулов в интервью телеканалу «Хабар 24».
До 8 млн. тонн нефти - столько (согласно экспертным оценкам) могут составить минимальные потери экспорта казахстанского сырья, которое транспортируется по КТК, из-за случившихся неисправностей причальных устройств в Новороссийске.
«Это значит, что без определения адекватной альтернативы поставок казахстанской нефти на соответствующую величину может сократиться и добыча сырья в стране», - предрекают эксперты, опрошенные Телеграм-каналом @tengenomika.
Альтернативой падения экспорта нефти по КТК мог бы служить железнодорожный транспорт. Но как известно, в Казахстане нет достаточных мощностей в виде железнодорожных цистерн для транспортировки подобного объема нефти. Да и поставлять ее, помимо Китая (куда уже устремились потоки российской нефти), и других портов РФ некуда.
В 2021 году добыча нефти и газового конденсата в Казахстане составила 85,9 млн. тонн, экспорт - 67,6 млн. тонн. Следовательно, из-за аварии в Новороссийске, добыча нефти и газового конденсата в стране может упасть на 9% или ниже 80 млн. тонн, что существенно ниже минимальных показателей, зафиксированных даже в 2020 году (падение с 90 до 85,7 млн. тонн), когда в мире наблюдался исторический кризис спроса на нефть.
«Это значит, что в результате случившегося рост ВВП Казахстана, по нашим оценкам, в 2022 году может недосчитаться от 0,9 до 1,6 процентных пункта. Из этого получается, что в совокупности с реализованным обесценением курса тенге к USD, в этом году мы увидим существенное сокращение и номинального ВВП Казахстана на душу населения, выраженного в долларах США», - считают эксперты.