К 30-летию Независимости Казахстана | 19 мая 17:29

Слушать и услышать: в Фонде Самрук-Казына развивают культуру обратной связи

Обратной связи работодателей и персонала, как элементу корпоративного управления, было посвящено выступление генерального директора Центра социального взаимодействия и коммуникаций (ЦСВК) при Фонде «Самрук-Казына» Елдоса Умирзакова на панельной сессии Второго международного форума развитию человеческого капитала Human capital days

Форум, собравший топ-менеджеров крупных национальных и транснациональных компаний, рекрутинговых и консалтинговых агентств, чиновников и независимых экспертов в сфере HR, послужил диалоговой площадкой, на которой эксперты по развитию кадровой политики поделились обсудили тренды и проблемы, обменялись мнениями по актуальным вопросам кадровой политики.

Рациональный и практический подход к достижению цели создания бесконфликтной атмосферы в трудовых коллективах продемонстрировал руководитель ЦСВК. Елдос Умирзаков подробно остановился на каждом из шести направлений деятельности компании, чьей главной задачей является предугадывание и минимизация риска возникновения социально-трудовых конфликтов в группе компаний Фонда «Самрук-Казына».

 

Фото SK NEWS, Жайнар Даркембаев

Индекс Samruk Research Services является главным инструментом работы ЦСВК. Социологическое исследование позволяет предоставлять руководству группы Фонда детализированную и обобщенную информацию для диагностики социальных настроений и профилактики конфликтов. SRS, который используется с 2013 года, уже доказал свою эффективность и практическую применимость.

Исследование SRS охватывает практически всех работников компаний холдинга АО «Самрук-Қазына», представленных во всех регионах Казахстана. Опросы проводятся как в сельских, так и в городских населенных пунктах, а также в компаниях, представляющих самые различные отрасли экономики: от «нефтегаза» - до телекома и предоставления цифровых услуг.

Общая численность работников, входящих в периметр исследования, составляет более 260 тысяч человек. Масштабность охвата исследования позволяет делать определенные прогнозы относительно социальных настроений работников не только на уровне компаний «Самрук-Қазыны», но и на уровне всей страны.

 

Фото SK NEWS, Жайнар Даркембаев

Исследование включает в себя ряд индикаторов: общее самочувствие (условия качества жизни, материальное положение и восприятие будущего); условия и безопасность труда (условия труда, охрана и безопасность труда); лояльность (доверие, справедливость и лояльность); коммуникации (отношения, понимание поручений и обратная связь) и протестные настроения (напряженность в коллективе и готовность участия в акциях протеста) среди производственного персонала. Опрос (сбор данных) проводится онлайн, причем как в электронной форме, так и в форме телефонного собеседования с каждым респондентом.

«При опросах люди раскрываются и поднимают реальные болезненные вопросы, это все фиксируется, и мы реагируем на каждое социальное настроение в коллективе. Вся полученная по итогам опросов информация консолидируется в едином отчете. Фонду и портфельным компаниям предоставляются подробные аналитические отчеты об уровне социальной стабильности в трудовых коллективах. Это позволяет компаниям строить свои стратегии в сфере трудовых отношений на будущий год с учетом выявленных недочетов. Подчеркну, что в своей работе мы основываемся только на полученных цифрах и фактах», - отметил Елдос Умирзаков

Главное назначение многоканальной системы «Нысана» – обеспечение мгновенной реакции на любые негативные вспышки социальных настроений в трудовых коллективах компаний группы Фонда. «Нысана» состоит из двух больших блоков – это call-центр и система исследований на платформе SRS.

 

Фото SK NEWS, Жайнар Даркембаев

«Это своего рода «телефон доверия» внутри группы компаний Фонда, но сфокусированный именно на сфере социально-трудовых отношений. Все поступающие по указанным каналам обращения мы фиксируем и, в случае релевантности (соответствия теме), отправляем по схеме маршрутизации. По трудовым конфликтам все перенаправляется по подразделениям и службам Фонда, которые отвечают за конкретные отрасли. Данные «Нысана» также инкорпорируются в SRS, дополняя исследование», - пояснил Елдос Умирзаков.

Другим направлением деятельности ЦСВК является обучение представителей трудовых коллективов и профсоюзов методам медиации. В 2018 году была создана Школа профсоюзных лидеров. Представителей трудовых коллективов учат современным методам цивилизованного достижения баланса между интересами работодателей и работников. Через Школу прошло в общей сложности 400 человек.

Неудовлетворительные условия труда и симптомы психологического давления являются одной из главных причин недовольства в производственных коллективах. Помимо того, что они несут угрозу здоровью и безопасности, они имеют накапливающийся эффект, приводящий к возникновению трудовых конфликтов. Кроме того, низкая культура коммуникаций на производственной площадке может привести к увеличению текучести кадров, снижению вовлеченности работников.

С этой целью в сентябре прошлого года правление Фонда утвердило корпоративный стандарт по развитию производственных отношений - Industrial Relations. Новый стандарт направлен на выравнивание и улучшение социально-бытовых условий в группе компаний Фонда. За ЦСВК был закреплен статус единого оператора по продвижению IR.

Функции оператора Молодежной политики Фонда позволяют ЦСВК наладить горизонтальные связи между молодыми специалистами разных компаний Фонда, чтобы они не были предоставлены сами себе и получили стимулы к профессиональному развитию.  В каждой компании уже создана своя молодежная микроорганизация с супервайзером во главе. Не остается без внимания традиционный корпоративный конкурс профессионального мастерства «Үздік маман».

Коммуникационным «мостом» между разнородными компаниями группы Фонда является корпоративное СМИ SK NEWS, являющееся действенным инструментом доведения до работников свежей информации как о происходящем внутри компаний, так и о последних изменения в офисе «Самрук-Казына».

Выступление Елдоса Умирзакова вызвало живой интерес аудитории и, судя по обилию вопросов, HR-службы многих компаний вдохновились идеей реализации проектов обратной связи.