К 30-летию Независимости Казахстана | 26 февраля 14:21

Соседи думают, что я завел токал - инженер "КазТрансОйла" об увлечении гончарным делом

Среди сотрудников фонда "Самрук-Қазына" много людей, которые занимаются разными видами искусства. Кто-то поет на сцене, кто-то рисует пейзажи и портреты, а кто-то занимается коллекционированием разных марок машин. А в Жезказганском нефтепроводном управлении "КазТрансОйла" инженер-электронщик Павел Меренков уже год занимается гончарным делом и собственными руками создает шедевры из глины.  

- Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Работаю в дружном Жезказганском нефтепроводном управлении в течение 15 лет инженером-электронщиком участка АСУ. Женат, воспитываю сына, которому 11 лет. Честно говоря, работа у меня командировочная. В одном месте не сижу, и это мне нравится. Люблю заниматься внедрением новых проектов и творчеством. Именно тогда я реализую себя. Я электронщик, и это мое хобби с детства. Если работа совпадает с хобби, не особо устаешь.

Когда начинали и как долго занимаетесь гончарным делом?

- Прошлый год был для меня монотонным, без ярких и совершенно новых проектов в жизни, и на душе было очень  грустно. Не знал, куда "девать" свое творчество. Путался. Даже впал в депрессию. И вот лежу, значит, дома в депрессии. Ничего не делаю, только смотрю какой-то сериал, ем и сплю. Взялся читать первую попавшуюся книгу, чтобы совсем не деградировать. В ней главный герой, уставший от повседневной суеты, пошел в гончарную мастерскую, чтобы как-то отвлечься. И он так красочно рассказал свои эмоции от работы с глиной, что я сам взбодрился. Депрессия закончилась в ту же минуту. Я стал бегать по дому кругами как заведенный и громко требовать чистые носки. Мне срочно понадобились глина и гончарный круг. Где у нас в городе гончарная мастерская? Мне нужно туда немедленно!

Такой мастерской у нас в городе нет. Гончарных кругов в Казахстане не продают, и я сделал его сам из старой стиральной машины. Печь купил аж в далеком Челябинске. Под мастерскую приспособил свою бывшую квартиру. В районе Жезказгана нашлось пять видов глины разных цветов. По началу ничего не получалось, глина при высыхании трескалась и взрывалась в печи. Понадобилось более 100 экспериментов, смешивал ее в разных пропорциях, отстаивал, фильтровал, подсушивал и чего только не делал. Ушли месяцы, пока стало получаться что-то достойное. 

Эта работа опьяняет. Бывает, не сплю по ночам, потому что идеи – мои собственные чудовища – рвутся на волю и заставляют ворочаться с боку на бок. Иногда встаю в четыре утра и еду в мастерскую. Такое занятие помогает оставаться ребенком, не впадая в детство. Берешь кусок глины, ныряешь с ней в гончарный круг и выныриваешь с уже готовым кувшином, вазой или чайником.

У каждого человека есть врожденная потребность в творчестве и в том, чтобы создавать нечто красивое собственными руками. Мы – чаши, которые наполняются постоянно, без лишнего шума. Фокус в том, чтобы понять, как наклонить эту чашу и излить в мир красоту.

Нужно просто отслеживать у себя идеи. Хорошая идея должна рвать нас зубами, как собака. А мы в свою очередь не должны замучить ее до смерти, задавить интеллектом, усыпить догматическими разглагольствованиями, прикончить, раскромсав на тысячу аналитических срезов.

Гончарное дело дает радость творческого труда и неутолимое желание жить, как будто после долгих-долгих метаний я нашел себя.

- Есть ли у вас наставник?

-Есть! Безотказный, всегда готовый прийти на помощь, называется YouTube. А если серьезно, наставника не хватает. Первые полгода не умел делать высокие формы и не мог понять в чем дело. Наставник нужен обязательно, хотя бы для того, чтобы кто-то, кто старше, мудрее и выше нас, сказал, что мы все-таки не безумцы и то, что мы делаем, это нормально.

- Занятие гончарством, наверное, дорогое удовольствие?

- Одна только печь обошлась в 400 тысяч тенге. Заказывать немецкую глазурь и глину из Москвы тоже стоит прилично.

Недавно купил сразу 120 килограммов голубой кембрийской глины. Зародилась она еще в кембрийский период, а это 500 миллионов лет назад. Тогда даже динозавров не было. И работать с ней одно удовольствие. Представляете, энергетику каких времен несет эта глина в себе?

Работать с глиной - полезно для здоровья. Во-первых, это природный, экологически чистый материал, и, во-вторых, у нее энергия земли. Поэтому один-два часа за гончарным кругом бодрит мгновенно. Все, кто работал у меня в мастерской, уходили в прекрасном настроении и массой впечатлений. 

Соседи не знают, что в моей бывшей квартире теперь мастерская. И не могут понять, зачем я целый год хожу туда, бывает, по три раза в день. Специально не раскрываю интригу. Мужчина из квартиры напротив предположил, что я завел себе токал. Версия устроила всех соседей. Правда, токал никто не видел.

А что делаете с готовой продукцией? 

- Продаю или дарю на дни рождения. Это эксклюзивные подарки, такого не купишь в магазине. К тому же ручная работа всегда в цене. Все изделия полностью функциональны, подойдут для горячих и холодных блюд. Могут стать отличным подарком на свадьбу, день рождения или просто подарком без повода, который украсит кухню и непременно вызовет улыбки и восторженные "охи" и "ахи" родных и знакомых. И мне приятно получать от них отзывы вроде: "Это так прекрасно, когда в доме есть вещи, сделанные руками с любовью и человеческим теплом", "Чай из твоих кружек вкусней и ароматнее" или "Я даже не ожидала, что это такая красота".

В подарок для "КазТрансОйл" сделал чайник. Сейчас он сохнет.

- Расскажите о планах на будущее.

- Как написано в книге "Гении и аутсайдеры", чтобы стать мастером в каком-то деле, ему нужно посвятить 10 000 часов. Сейчас немного свободного времени. Хочу до конца определиться со своим стилем. В голове много безумных идей, дерущихся за мое внимание. И, конечно, стать мастером гончарного дела.

 

Беседовал Бейбут Буженов