К 30-летию Независимости Казахстана | 01 октября 10:53

Специалист АО "КазТрансОйл": моя мечта - стать пилотом "Формулы-1"

Наш сегодняшний герой – Нариман Кабдуалиев, ведущий инженер-программист Павлодарского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».  Вот уже 15 лет в свободное от работы время он занимается автоспортом. В интервью SK NEWS собеседник рассказал об опыте судейства в чемпионатах мира по ралли-рейдам, экстремальном вождении и о непредвиденных ситуациях на скоростной трассе.

 НАС НЕ ДОГОНЯТ

Есть люди, которые не мыслят себе жизни без адреналина, вырабатываемого на высоких скоростях. Кто-то любит смотреть Формулу 1 по телевизору, кто-то - ездить на гонки в качестве зрителя. Работа же этих людей во время Гран-при порой остается в тени – однако без них не может состояться ни один гоночный уик-энд. Речь о спортивных судьях. Ведущий инженер-программист АО «КазТрансОйл» Нариман Кабдуалиев знает об этой деятельности не понаслышке.  Ведь он судья международного класса по ралли.

 

– Автомобиль – часть моей жизни. В нашей семье машина появилась давно, и водить меня научили очень рано. Ездил по автодрому, по просёлочным дорогам, где нет машин. Мой старший брат всегда смотрел «Формулу-1» и тоже всегда был увлечён автомобилями. В детстве я знал всех автогонщиков и производителей машин. Возможно, с этого всё и началось, - рассказал Нариман.

В профессиональную среду автоспорта он попал в 2006 году. Сначала Нариман наблюдал как болиды (скоростные авто) проезжают повороты на высоких скоростях. Позже уже сам на автомобиле отрабатывал приемы контраварийного вождения. Но в автоспорт наш герой сначала пришел именно в качестве судьи. Поначалу стажировался.

- В Павлодаре в те годы часто проходили соревнования по скоростному фигурному вождению. Меня обучали член команды из Алматы под руководством мастера спорта Владимира Бородина, который и по сей день является вице-президентом Федерации автомотоспорта Казахстана. Затем моя страсть к гонкам  все же взяла свое, и я решил попробовать себя в качестве пилота. Поначалу это были соревнования по скоростному фигурному вождению  на асфальте  и на льду. А так как я ездил судить гонки в столице, то однажды оказался в составе экипажа на ралли-спринте в качестве штурмана. Наш экипаж стал чемпионом по итогам года! - говорит Нариман Кабдуалиев.

БОЕВЫЕ КИЛОМЕТРЫ

В качестве пилота Нариман Кабдуалиев продолжает участвовать в автогонках, скоростном фигурном вождении, а в качестве штурмана в ралли и ралли-спринте. За эти годы гонщик проехал уже более 3 тысяч боевых километров.

 

- За одну гонку в среднем проезжаю порядка 100-150 километров. В год удается принять участие в 4-6 гонках в качестве пилота, и в 2-3 в качестве судьи. Подготовка судей - это непрерывный процесс, так как занимаясь судейством всегда обмениваешься опытом с коллегами по цеху. В судейство всегда приходят новые люди, в основном молодежь, те, кому небезразличен автоспорт. Ребят набирают на большие мероприятия. Их обучают на предгоночных собраниях, а затем уже стажируют на самих гонках. Многие остаются. Судьи посещают семинары, которые проводит Федерация автомотоспорта Казахстана, повышают квалификацию и категорию. В апреле 2019 года в Алматы проходил семинар с участием представителей FIA (Международной федерации автоспорта), по итогам которого мне был выдан сертификат. К слову, FIA – это та организация, которая отвечает за проведение гонок «Формулы 1».

 

ТОЛЬКО ВПЕРЕД

Сегодня международные соревнования проводятся и в нашей стране. Несколько лет подряд Казахстан становился площадкой чемпионатов мира по гонкам самого высокого класса в дисциплине «Ралли рейды». В этом году в Мангистуской области прошел этап чемпионата мира FIM (Международной федерации мотоспорта).  В этом году было 55 участников из 38 стран мира. Все они проехали пятидневный маршрут по трассам Западного Казахстана – около 2000 километров.

 

- В этом году я работал в штабе, а на предыдущих чемпионатах отвечал за хронометраж на старте и финише в бригаде. Организация этих соревнований прошла на высшем уровне. Спортсмены  мирового класса хорошо отозвались, а международные организации высоко оценили работу организаторов и судей, а также качество проложенных маршрутов. Этому спорту не хватает поддержки, это ведь не олимпийский вид. Кстати, было очень приятно, когда в 2019 году Фонд «Самрук-Казына» выступил спонсором чемпионата мира «Ралли Казахстан».  Но такое случается редко. Хотелось бы, чтобы непрофессиональных гонщиков поддерживали крупные компании, ведь мы представляем честь страны и своих компаний на мировой арене, - говорит Нариман Кабдуалиев.

НЕ БЕЗ ФОРС-МАЖОРА

Раллийная трасса включает в себя как скоростные участки, так и участки, на которых гонщики обязаны обеспечивать точность прохождения маршрута со строгим соблюдением скоростных режимов. Во время соревнований участники ралли обязаны соблюдать действующие правила дорожного движения. Конечный результат соревнования определяется как сумма результатов прохождения спортсменами отдельных участков раллийного маршрута. Но не всегда тщательная подготовка трасс и участников соревнований обеспечивает полную безопасность во время соревнований. К основным минусам нужно отнести опасность и серьезный риск во время самих гонок.

 

– Интересные случаи встречаются нередко. В их число входит и очень плотная борьба. Борьба за секунды. Так, например, в гонке, состоящей из нескольких спецучастков с общим «боевым» временем в полтора часа, разница между первым и вторым местом составляет всего одну секунду. Бывает и так, что по «чистому» времени можно даже не попасть в призовые места, но после подсчёта времени пенализации (отнятого за нарушения в процессе гонки) суммарные баллы выглядят уже совсем по-другому, и можно стать лидером в итоговом протоколе. Из курьёзных случаев можно отметить финиш без колеса или задним ходом. У нашего экипажа, к счастью, такого не бывало, - делится судья по ралли.

Стоит отметить, что на всех соревнованиях обязательно присутствуют бригады полиции, пожарной службы, скорой медицинской помощи, часто присутствуют представители акиматов и спорткомитетов. Бывает и так, что с соревнующимися приезжает целая команда, которая включает в себя механиков, менеджеров, медиков и массажистов.

 

- Судье нужно быть честным, непредвзятым. Это необходимо чтобы соревнования проходили максимально прозрачно, чтобы все понимали, когда, кого и за что передвинули в итоговой таблице. Бывает, что кто-то едет быстро, но нарушает – за это спортсмена штрафуют, или вовсе снимают с соревнования и аннулируют результат. Далее идет знание правил, внимательность, исполнительность, скорость реакции на поступающую новую информацию, организованность. Обязательно нужно уметь работать в команде, так как проведенное мероприятие – это не заслуга одного человека, а работа сплоченной команды, нацеленной на результат, - отметил наш герой.

МЕЧТЫ О «ФОРМУЛЕ 1»

Семья международного судьи также придерживается активной жизненной позиции и поддерживает все хобби мужа и отца. Помимо быстрой езды Нариман с женой и дочерью любят путешествовать на дальние расстояния на авто. К примеру, они ездили на машине из Павлодара в Анапу и вернулись большим кругом через Томск. Тогда пробег составил более 10 тысяч 500 километров по дорогам России и Казахстана.

 

- В этом году мы присоединились к группе казахстанских путешественников из столицы, целью поездок которых является популяризация внутреннего туризма, а также составление и проработка маршрутов, подсчёт затрачиваемого времени. Общий пробег составил более 3500 километров. Я сам со студенческих времен занимаюсь активными видами спорта. Несколько лет посвятил спортивному туризму с элементами альпинизма – скалолазание, кросс-походы, водный туризм. Была даже университетская команда, в составе которой я защищал честь области на различных республиканских соревнованиях, - сообщил Нариман Кабдуалиев.

Но и ралли Нариман бросать не собирается. Судья мирового уровня постоянно совершенствует свои навыки и в будущем планирует участвовать в «Формуле 1».

– Необязательно быть исключительно судьей или автогонщиком – пилотом, штурманом. Можно быть пилотом в одних гонках, штурманом на других и судьей на третьих. Особенно если говорить про чемпионаты мира, где стартовые взносы слишком высоки для обычного человека, то есть нужно быть пилотом заводской команды мирового масштаба. Я с удовольствием совмещаю все виды участия в соревнованиях и к тому же повышаю свой личный уровень – как спортсмен имею звание кандидата в мастера спорта, а в судейской деятельности являюсь судьей 1-й категории. Сейчас я собираю документы для подачи на статус судьи национальной категории. Любому пилоту, думаю, хотелось бы принять участие и победить в чемпионате мира, будь то «Формула 1» или WRC (World Rally Championship), - заключил наш герой.

Меруерт ШУКУЕВА