К 30-летию Независимости Казахстана | 04 ноября 14:34

Терминал в Батуми: морские ворота казахстанской "нефтянки"

Батумский нефтяной терминал расположен на берегу Черного моря, в черте города Батуми (Грузия) и предоставляет услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов из Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Грузии и других стран. Владение ООО «Батумский нефтяной терминал» обеспечило казахстанской нефти и нефтепродуктам прямой коридор на рынок Черного моря. С 2008 года владелец Батумского нефтяного терминала - АО «КазТрансОйл».

 Порт Батуми: как он работает

Деятельность группы компаний Батумского нефтяного терминала делится на две части: работу нефтяного терминала и работу морского порта. Выгодное стратегическое и геополитическое расположение порта Батуми стало ключевым фактором в решении приобретения в 2008 году прав на эксклюзивное управление Батумским морским портом сроком на 49 лет. 

 

 

- Порт основан в 1878 году. Это естественная глубоководная гавань c 12-ю действующими, в том числе и нефтяными, причалами, включая выносное причальное устройство. К причалам подведены внутрипортовые автодороги и железнодорожные пути. Основная деятельность порта – погрузка и разгрузка.  Работа осуществляется без перебоев, несмотря на пандемию. Это подтверждается тем, что за 2020 год грузооборот вырос на 32% по сравнению с 2019 годом, - сообщил управляющий директор по производству ООО «Батумский морской порт» Еркебулан Мейрембеков.

Часть территории порта отдана в аренду, которая приносит дополнительный доход. Здесь расположился мультимодальный комплекс минеральных удобрений.

О деятельности терминала

Площадь основной территории БНТ составляет порядка 80 гектаров, на ней расположено пять резервуарных парков и нефтеналивной комплекс. Технологический центр терминала – его основная территория, где расположены железнодорожные эстакады, лаборатория по контролю качества, а также котельная для производства пара и подогрева переваливаемых темных продуктов.

Основное преимущество БНТ - гибкость хранения и перевалки самых различных сортов нефти и нефтепродуктов.  

 

 

 

 

Грузы на терминал в основном доставляются по железной дороге и сбрасываются в резервуары через железнодорожные эстакады, также возможен и обратный процесс – поступление груза танкером, слив в резервуары и налив на вагоны-цистерны.

На территории БНТ также располагается единственный в Грузии терминал, предназначенный для хранения, перевалки и экспорта сжиженного газа из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Также здесь находится цех приема и перевалки импортируемых нефтепродуктов, предоставляющий услуги по импорту светлых нефтепродуктов для рынков Грузии и Армении.

 

 

 

 

- Батумский нефтяной терминал имеет возможность хранения около полумиллиона тонн. Мы можем переваливать порядка 22 видов нефтепродуктов. У нас большая территория, и  мы являемся одним из крупных  предприятий в Батуми,   у нас сегодня работает 550 человек, - рассказал генеральный директор  ООО «Батумский нефтяной терминал» Мурат Джумадиллаев.

На БНТ работает 6 сливных железнодорожных эстакад, способных осуществлять единовременный слив-налив до 180 вагонов–цистерн или более 410 вагонов-цистерн в сутки. Все эстакады связаны системой трубопроводов с различными резервуарными парками, обеспечивая эксплуатационную гибкость терминала. На одной из эстакад внедрена система многоуровневого обогрева для тяжелых и вязких видов нефти и нефтепродуктов. Все железнодорожные эстакады БНТ оснащены электронной программой операционного учета приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов.

 

 

 

 

После слива нефть и нефтепродукты накапливаются и хранятся в резервуарных парках с сегрегированным хранением.

- Всего в БНТ 254 резервуара, 5 из них построены в прошлом году, общий их объем составляет 25 тысяч кубов. Эти резервуары заменили участок, построенный еще в 1903 году. Новый резервуарный парк составляет 3500 квадратных метров. Он дает возможность экономить затраты на перевалку и на содержание, это очень удобно, - говорит главный инженер ООО «Батумский нефтяной терминал» Гоги Нароушвили.

 

 

 

Бесперебойную работу БНТ обеспечивает не только техника, но и квалифицированные кадры. Ежегодно более 50% от численности всего персонала БНТ проходят обучение по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участвуют в семинарах и тренингах.

 

 

- Я 16 лет работаю на нефтяном терминале. За эти годы здесь произошло много положительных изменений, особенно в сфере техники безопасности. В год нам 4 раза выдается спецодежда. Меня очень радует социальный пакет, предоставляемый компанией, а именно страховка для всей моей семьи. Кроме того, у нас есть возможность обучения – отметил оператор эстакады ООО «Батумский нефтяной терминал» Эдгар Казанджан.

За 9 месяцев 2021 года Батумский нефтяной терминал перевыполнил план по перевалке на 35%, что составило 995 тысяч тонн. При отсутствии объемов нефти, а также снижении объемов перевалки газа, БНТ удалось компенсировать и перевыполнить плановый объем перевалки за счет привлечения новых, «туркменских» грузов.

Сегодня нефтяной терминал и морской порт Батуми – это важный транспортный коридор, обеспечивающий АО «КазТрансОйл» и Казахстану выход на мировые торгово-экономические рынки. Отсюда, через Черное море идёт перевозка углеводородов в Европу и на другие континенты.

Меруерт ШУКУЕВА

https://sknews.kz/online/601-sk-news-n5-6-177-178/mobile/index.html