К 30-летию Независимости Казахстана | 03 декабря 08:45

Трус, диктатор, красный директор. Каким не должен быть супербосс?

Какие лидеры мешают развитию компании? Об этом редакция SKnews.kz поговорила с директором по развитию Корпоративного университета "Самрук-Қазына" Владимиром Шиковым.

Красный директор

Всегда серьезный, "думающий о народе", требовательный, отстраненный, недоступный и далекий от сотрудников. Именно такие черты отличают распространенный в нашей стране тип менеджеров – "красный директор". И надо понимать, что это наследие СССР: тогда было плановое производство, а в условиях закрытых границ у людей не было выбора.

"В Казахстане выросло поколение молодых людей, которое не знает Советского Союза, они окончили вузы, в том числе и лучшие университеты мира, и сегодня уже работают в наших компаниях. И таких сотрудников все больше и больше. В извечном вопросе "отцов и детей" меняться должны "отцы".

Время управления компаниями одной головой и двумя руками, время директивных указаний и плановой экономики, когда все произведенные продукты в любом случае найдут своего покупателя, прошло. Поэтому от модели поведения "красный директор" пора избавляться, что, к сожалению, никак не дойдет до нас", – поясняет собеседник. 

Сегодня в мире на коне менеджеры другого типа – открытые, близкие "к народу", честно признающие свои ошибки и отвечающие на прямые, порой острые и неудобные, вопросы, справедливые и прозрачные в своих решениях. Именно такое поведение приводит их подчиненных к высоким результатам.

Трус

Нельзя бояться иметь в подчинении сильных, талантливых и мотивированных сотрудников. Подчиненные могут быть, а по-хорошему, даже должны быть более компетентными специалистами в своих сферах, чем руководитель. Сейчас даже гений не может знать все. В эпоху диджитал информация прибывает с космической скоростью. Не надо пытаться все решать самому: необходимо доверять своим сотрудникам и прислушиваться к ним.

"Надо "обкладывать" себя сильными людьми, а не тащить за собой лояльных прилипал. Толку-то от них? Конечно, они сделают все, как хочет начальник, но будет ли это лучшим возможным результатом, который спросят с самого руководителя?" – заметил Шиков. 

Компанией нельзя управлять "из одного источника", замыкать все на себе. В таких ситуациях окружение руководителя разлагается, становится недееспособным и, как следствие, безынициативным.  Рано или поздно управленец не сможет сам справляться с объемом задач, которые на себя взвалил, а при этом ему еще нужно будет постоянно направлять и контролировать свое "стадо" – кучу подчиненных, ожидающих указаний.

Временщик

Еще одна большая головная боль – люди, которые пришли "отсидеться" на руководящей должности. К этой же категории можно причислить реформаторов, которые пришли на небольшой срок, но переворачивают все верх дном.

"Руководители часто спрашивают: "Что я могу сделать за три года?". Отвечу: "Как минимум не сломать то, что было до". Важна преемственность принятых решений, стратегического видения. Операционные планы, разумеется, могут меняться, но ориентиры должны оставаться прежними. Из-за каждой новой дудки компания три года инвестирует в одно направление, два года – в другое, и еще пять лет – в третье. Отдача от вложений получается низкой. Причина очевидна – отсутствие последовательности", – рассказывает собеседник. 

Ригидный

Распространенная ошибка управленцев – нежелание реагировать на изменения окружающего мира и учиться.

"Необязательно поступать в зарубежные университеты. Топовые вузы публикуют свои лекции в Интернете. Все любознательные могут без поездки в Оксфорд иметь оксфордское образование. Мой московский диплом никого не волнует – всех интересуют навыки", – добавил эксперт.

Как сказал Чарльз Дарвин, выживает не самый сильный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.

Бесхребетный  

Негативным качеством некоторых казахстанских управленцев является отсутствие здоровых амбиций. Причем не с точки зрения своей собственной карьерной лестницы, а с позиции видения развития компании. Эти руководители прилагают все свои усилия к удержанию текущей ситуации, и их парадигма существования "лучше ничего не делать, лишь бы не навредить".

"Максимум амбиций некоторых менеджеров заключается в том, чтобы удержаться на стуле и остаться при должности. Единственное, чего они боятся – социальных взрывов. С социальным недовольством бороться можно – установи справедливую, прозрачную и честную систему, и не будет сюрпризов", – отмечает Владимир Шиков.

По словам специалиста, лидеры должны поднимать планку и не бояться промахов, они – неотъемлемая часть развития. Нельзя быть скованным страхом и беззубым невротиком. Без больших целей не бывает значительных достижений, резюмирует специалист.

Конечно же, на этом список "грехов" неэффективных руководителей не заканчивается. Наши читатели могут дополнить перечень в социальных сетях SK News в Facebook и Instagram.