«Отпускная цена угля с угольных разрезов страны остается стабильной. Крупные угледобывающие компании, подписавшие меморандум с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, который предусматривает недопущение роста цен на уголь при поставках региональным оптовым покупателям», — говорится в сообщении.
Согласно данным Бюро национальной статистики, средняя цена угледобывающих предприятий, в том числе АО «Шубарколь Комир», АО «Каражыра», ТОО «Майкубен-Вест», ТОО «Богатырь Комир» и прочих составляет 5 600 тенге за тонну.
В министерстве отметили, что при реализации угля на товарной бирже устанавливается ценовой коридор, в котором цена заявки на продажу угля не может быть ниже 98 процентов и выше 102 процентов от базовой цены. Таким образом предусматривается механизм рыночного колебания цены (рост и снижение цены) и учитывается спрос со стороны покупателей. В МИИР в качестве примера назвали ситуацию на ТОО «Сат-Комир» и ТОО «Разрез Кузнецкий» — из-за отсутствия спроса на уголь торги не состоялись.
«Себестоимость добычи угля у каждого угледобывающего предприятия разная. На себестоимость добычи влияет горно-геологические условия месторождения, технология добычи, комплекс механизации, система разработки и другие факторы. Также в себестоимости добычи угля имеются расходы на оборудование, электроэнергию, топливо, социальные обязательства и прочие статьи», — добавили в министерстве.
Розничная цена угля формируется из отпускной цены угля, стоимости доставки в регион, цены аренды или содержания ж/д тупиков, стоимости работы персонала, содержания техники для разгрузки/погрузки угля, а также торговой наценки региональных компаний-реализаторов угля.
Рост цен происходит именно за счет «перекупщиков» на местах, которые завышают цену до 25 тысяч тенге за тонну. При этом средняя цена угля на ж/д тупиках составляет 13 тысяч тенге за тонну (Нур-Султан).
«Дефицита угля в стране нет и не ожидается. Подготовка к отопительному сезону требует четкой и слаженной работы каждого участника процесса в рамках своей компетенции. Угольные предприятия ответственны за производство необходимого объема каменного угля. Железнодорожники — за своевременную перевозку угля в регионы. Местные исполнительные органы — за планирование объемов потребления, своевременное проведение тендеров на закуп угля, а также за контроль его запасов во всех накопителях своего региона. Зона ответственности МИИР РК — добыча угля и его доставка в регионы согласно заявкам местных исполнительных органов», — объяснили цепочку ответственности в министерстве.
Угледобывающие компании Казахстана за 10 месяцев 2021 года добыли 89,3 миллиона тонн угля, что составляет 101,4 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года— 88,1 миллиона тонн.
Задержек по исполнению заявок энергопроизводящих и промышленных предприятий, а также заявок на поставки угля для коммунально-бытовых нужд и населения нет.
В связи с резким похолоданием в сентябре в центральных и северных регионах страны резко возрос спрос на уголь. АО "НК «Қазақстан темір жолы» в осенне-зимний период в связи с увеличением роста заявок на отгрузку угля обеспечивало более 16 тысяч вагонов АО «КазТемирТранс» в своевременном обеспечении грузоотправителей подвижным составом.
Чтобы не создавать неблагоприятные условия среди населения при реализации угля, МИИР РК совместно с угледобывающимм предприятиями и АО "НК «Қазақстан темір жолы» в начале отопительного периода рекомендовало акиматам заблаговременно аккумулировать коммунально-бытовой уголь.
Согласно сведениям акиматов, на 22 ноября 2021 года обеспеченность запасами угля по отношению к общему плану составляет: коммунально-бытовой сектор — 97,4 процента; население — 93,9 процента.