К 30-летию Независимости Казахстана | 04 марта 15:56

Улучшения состояние путей через диагностику

Современная эксплуатация железных дорог требует повышенной безопасности, увеличения скоростей движения поездов и пропускной способности магистральной сети железных дорог. От качества проводимой диагностики и постоянного мониторинга состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства зависит точность прогнозирования предотказного состояния железнодорожного пути, а также достоверная оценка эффективности выполняемых ремонтных работ, пишет в своей статье для SK News Аслан Акашов, директор филиала АО «НК «ҚТЖ» Центр диагностики пути.  

 

 

За счет комплексной диагностики пути осуществляется оценка качества выполнения отдельных ремонтных работ и своевременное выявление опасных неисправностей, дефектов компонентов железнодорожных путей и дальнейший переход на ремонт по фактическому состоянию пути.

На сегодняшний день на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ» для диагностики пути применяются съемные и мобильные средства диагностики. Ежегодно проверяются более 900 тысяч км уложенных в путь рельсов. Периодичность контроля - от 2 до 5 раз в месяц. По результатам контроля в год выявляется около 4000 потенциально опасных дефектов. Тем не менее, при этом допускаются изломы рельсов, приводящие в ряде случаев к сходу поездов. Но, несмотря на высокую вероятность обнаружения дефектов, действующая система требует дальнейшего повышения эффективности в работе.

В 2014-2015 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по проекту АСУ «Магистраль». При реализации НИОКР в целях модернизации средств диагностики рельсов в январе 2015 года был разработан и передан в опытную эксплуатацию мобильный диагностический комплекс (МДК) с расширенными параметрами на базе одного вагона, оснащенный путеизмерительным и дефектоскопным оборудованием.

С момента эксплуатации в период с 2015 по 2017 г.г. МДК позволил обеспечить безопасность движения поездов, а именно предотвращение потенциальных сходов подвижных составов из-за изломов рельсов за счет своевременного и достоверного выявления неисправностей и дефектов рельсов.

В связи с чем, в период 2016-2018 гг. в ходе рабочих групп и научно-технических советов определена острая необходимость в приобретении МДК.

Таким образом, 02 мая 2019 года в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан», и программы «Цифровая трансформация» стартовал проект «Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ «Магистраль». В целом, проект позволил повысить уровень качества контроля состояния пути и обеспечения безопасности движения поездов, своевременно выявлять неисправности пути и дефекты рельсов, а также проводить комплексную диагностику пути для перехода в перспективе на ремонты по фактическому состоянию пути.

В диагностических комплексах на базе одного специального вагона совмещены системы диагностики различного назначения, что позволяет проводить комплексную диагностику пути с привязкой всех параметров к одной системе координат и измерением следующих характеристик:

измерение геометрии рельсовой колеи, ультразвуковая и магнитная дефектоскопия, видеоконтроль верхнего строения пути; измерение стыковых зазоров; измерение бокового износа рельсов на кривых участках пути; измерение смещений контрольных сечений относительно «маячных» шпал; измерение подуклонки рельсов; выявление и оценка негабаритных мест; оценка состояния балластного слоя и земляного полотна; комплексная оценка состояния пути «до» и «после» проведения ремонтных работ.

Диагностическими комплексами с мая 2019 года по настоящее время продиагностировано более 371 тыс. км железнодорожных путей. По результатам диагностики в том числе своевременно обнаружены: остродефектные рельсы в количестве 1985 шт., места со сверхнормативными стыковыми зазорами – более 340 тыс. шт., дефекты земляного полотна – более 10 тыс. мест, негабаритные места – более 457 мест. По всем обнаруженным неисправностям оперативно применены необходимые запретные меры по ограничению скорости движения поездов для обеспечения их безопасного пропуска. Тем самым, своевременно выявленные неисправности железнодорожного пути позволили своевременно принять меры по их устранению и избежать неблагоприятных последствий. Кроме того, результаты диагностики позволяют планировать проведение неотложных, первоочередных и плановых видов ремонта объектов инфраструктуры путевого хозяйства и определять как общую оценку состояния пути, так и его отдельных элементов (рельсы, шпалы, скрепления, состояние балласта), а также состояние бесстыкового пути.

В итоге, проведение комплексной диагностики железнодорожного пути с применением современных мобильных диагностических комплексов уже на сегодняшний день позволило:

повысить уровень обеспечения безопасности движения поездов за счет увеличения контролируемых параметров и автоматизации процессов обработки данных; проводить контроль  состояния болтовых стыков с принятием мер по ограничению скоростей движения поездов, что уже на сегодняшний день привело к уменьшению образования поверхностных дефектов в рельсах в зоне стыка по коду 13 (выкрашивание металла на поверхности катания из-за повышенного динамического воздействия в болтовых стыках) на 14 %; определять предотказное состояние бесстыкового пути с помощью программного обеспечения КАПС-БП. Так, по результатам обработки данных КАПС-БП за период с мая 2019 года по декабрь 2020 года были выявлены 28 мест с недопустимым, и более 1700 мест с предотказным состоянием пути.

Данные результаты позволили своевременно выявить места с напряженным состоянием рельсовых плетей, принять меры по их устранению и тем самым предотвратить потенциальные выбросы пути;

проводить мониторинг изменения состояния пути и оценивать различные виды проводимых ремонтных работ, как дистанциями пути, так и подрядными организациями; регулярно контролировать габариты приближения строений и расстояний между осями путей с принятием мер по обеспечению безопасного пропуска негабаритных грузов; проводить качественную диагностику состояния балластного слоя и земляного полотна; реализовать интеграцию данных диагностических комплексов в АСУ ТОиР на пилотном периметре НЖС-3 Павлодар.

При этом, необходимо отметить, что уровень обеспечения безопасности движения поездов зависит не только от комплексной диагностики пути современными мобильными диагностическими комплексами, но и напрямую от качественного и своевременного устранения выявленных неисправностей железнодорожного пути, то есть от исполнительской дисциплины работников линейного уровня.

Внедрение в эксплуатацию диагностических комплексов позволило оптимизировать устаревшие и неэффективные двухниточные дефектоскопные тележки без регистраторов и вагоны путеизмерители. Таким образом, в рамках Проекта поэтапно были оптимизированы 290 ед. дефектоскопных тележек, 580 штатных единиц операторов дефектоскопных тележек и 6 ед. вагонов путеизмерителей.

Также стоит отметить, что данный проект был признан лучшим цифровым проектом среди проектов портфельных компаний АО «Самрұк-Қазына» на Конференции DIGITAL SAMRUK 2020 «Цифровая трансформация: культура производственных инноваций» с участием Премьер-министра Республики Казахстан А. Мамина, Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Б. Мусина.