По информации ведомства, в республике создается рабочая группа по вопросу оценки влияния пограничного углеродного налога Евросоюза на реальный сектор экономики Казахстана. Группа также оценит ввод экспортной углеродной пошлины, создание карбонового фонда и ужесточение системы торговли выбросами.
«Возможность введения углеродного налога в Казахстане, а также другие меры по сокращению выбросов парниковых газов будут обсуждаться в рамках данной рабочей группы», – отметили в Минэкологии.
Между тем, согласно пакету климатического законодательства Евросоюза, механизм трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) предусматривает продажу на импортируемые в ЕС товары углеродоемкого производства по установленному перечню.
CBAM будет вводиться постепенно: с 2023 года – действовать по более упрощенной схеме, а начало полной реализации действия механизма планируется с 2026 года. Так, с 2023 года производителям необходимо будет отчитываться о размере углеродного следа своей продукции, а с 2026 – платить сбор.
По расчетам ЮНКТАД, Казахстан при введении углеродного налога при цене за тонну выбросов углекислого газа в размере 44 долларов может потерять 207 млн. долларов дохода от экспорта в год, а при цене 88-352 млн. долларов.
Вместе с тем, по словам министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, если налог будет распространяться на весь объем выбросов СО2, то выплаты казахстанских экспортеров возрастут на 1,2-1,5 млрд. долларов в год, преимущественно, за счет поставок энергетического сырья.
При этом выплаты казахстанских экспортеров несырьевых товаров и услуг возрастут примерно на 250-350 млн. долларов