В настоящее время ведется активная работа по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который позволил переориентировать грузопотоки маршрута Восток – Запад.
В частности, для увеличения пропускной способности и увеличения транзита реализуются крупные инфраструктурные проекты.
Среди них возведение вторых путей на участке Достык – Мойынты за 543 млрд тенге. Финансирование берется из средств Нацфонда на возвратной основе путем выкупа инфраструктурных облигаций «Самрук-Казына». Период реализации 2022-2025 годы, протяженность – 836 км.
Ожидается, что эти проекты позволят увеличить объем транзита между Китаем и Европой: пропускная способность вырастет до пяти раз, а скорость перевозки – с 800 км до 1,5 тыс. км в сутки.
Помимо этого, с 2023 года строится обводная железнодорожная линия станции Алматы за 94 млрд тенге. Протяженность участка составляет 74 км, а период реализации – 2023-2024 годы. Ожидается, что это позволит разгрузить Алматинский узел на 40% и сократить время доставки грузов до 24 часов.
Кроме того, начато строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном. Протяженность путей будет равна 106 км, а оценочная стоимость проекта – 162 млрд тенге. Возведение запланировано на 2024-2025 годы. Планируется разработка технико-экономического обоснования (ТЭО). Само финансирование будет вестись из Нацфонда. Это будет заем через "Самрук-Казына" на 30 лет под 0,1%.
За счет новой линии в первую очередь будет разгружена станция Сарыагаш. Также Мактааральский район будет соединен с магистральной ж/д сетью. Появится возможность выхода в Иран, Афганистан, Пакистан и Индию.
Четвертый крупный проект – возведение железнодорожной линии Бахты – Аягоз протяженностью в 272 км. Сметная стоимость равна 577,5 млрд тенге. Источником финансирования названы кредит ЕАБР и возможные частные инвестиции. По информации министерства, на данный момент ведутся подготовительные работы. Данный путь позволит разгрузить приграничные ж/д станции Достык и Алтынколь. Пропускная способность между КНР и РК вырастет еще на 20 млн тенге.
Таким образом, общая стоимость всех инфраструктурных инициатив оценивается в 1,376 трлн тенге.