Памятники альпинистам есть в Шамони, Москве, Крыму, Горном Алтае, Лхасе, Катманду. В 1999-м в Малом Алматинском ущелье Заилийского Алатау был создан Мемориал «Погибшим в горах». Теперь на входе в ущелье, где с момента зарождения альпинизма в наших краях в 1930 году оттачивают свое мастерство горовосходители, стоит памятник Букрееву. Толя словно только что спустился с горы и, уставший, присел на камень. Очки подняты с глаз, в руке ледоруб, на который он опирается.
Известный скульптор Нурлан Далбай изучал материалы, общался с теми, кто был близко знаком с Букреевым, и составил его образ. Идея принадлежит предпринимателю Нурлану Смагулову. Он многое сделал для того, чтобы казахстанцы первыми в мире выполнили программу восхождений на все 14 высочайших вершин мира командой.
Работая над фильмом к 65-летию альпиниста Анатолия Букреева, которое он мог бы отметить 16 января 2023 года, я записала интервью с Е.Т. Ильинским и Р.Р. Хайбуллиным.
Заслуженный тренер Ерванд Тихонович Ильинский, посвятивший альпинизму почти 60 лет, предположил, что в молодости Толя узнал из газет о сильной команде альпинистов, которая базировалась у нас, а перед этим он дважды побывал в альплагере «Талгар» в Заилийском Алатау. После окончания пединститута он приехал из Челябинска в Алма-Ату и занимался скалолазанием в секции спортивного клуба армии, которую тренировала прапорщик Давыдова. Она предложила Ильинскому обратить внимание на выносливого парня, который ранее серьезно занимался лыжными гонками.
На первых же соревнованиях по двоеборью он финишировал в забеге с отрывом от опытных лидеров — мастеров спорта. Так Бука попал к Ильинскому и в составе команды альпинистов проявил себя как сильный спортсмен уже на высотных восхождениях. Оказавшись в числе кандидатов в сборную Союза для участия в экспедиции на Канченджангу, Анатолий показывал лучшие результаты на некоторых этапах отбора, а в 1989-м в составе сборной СССР прошел беспрецедентный траверс четырех восьмитысячных вершин массива Канченджанги. В ту экспедицию из молодежного состава отобрался один Ринат Хайбуллин. Оба были участниками первой казахстанской гималайской экспедиции—в 1991 году команда совершила первопроход Западной стены Дхаулагири, и в высочайших горах мира появился казахстанский маршрут. В 1995-м оба участвовали в зимней экспедиции на Манаслу.
К тому времени Букреев выиграл забег на Эльбрус, в скоростном темпе взошел на Мак-Кинли, чем вызвал ажиотаж среди альпинистов Америки, поднялся на Эверест в составе российско-американской экспедиции, на К2 вместе с немецкой экспедицией, которая для европейцев закончилась печально. Вернувшись из Каракорума, он просил меня написать материал. Говорил, что высотный шерпа обошелся бы немцам дороже, чем русский альпинист. Он имел 27 семитысячников за плечами, но был лишен права голоса. Немцы работали по своему плану, вышли на штурм без достаточной акклиматизации и с горы не вернулись.
Букреев был приглашен в качестве ассистента в американскую экспедицию Condor Adventures на Макалу и работал на маршруте первым, провешивая веревки на опасных участках. В качестве лидера экспедиции «Гималайские гиды» Генри Тодда из Шотландии Анатолий взошел на Эверест с семью клиентами. В 1996-м в составе сборной Казахстана он совершил восхождение на Чо Ойю, в одиночку и в скоростном темпе сходил на Лхоцзе, еще раз в скоростном альпийском стиле поднялся на Чо Ойю, взошел на Шишапангму Северную, а в экспедиции «Горное безумие» американца Скотта Фишера получил серьезный урок.
Вспомним, что с перестройкой̆ в стране распались добровольные спортивные общества, опустели ущелья, а тренер по лыжным гонкам Букреев стал безработным. Тогда он предпринял смелый шаг и ушел в свободное плавание по Гималаям, предлагая экспедициям свои услуги. Известный альпинист и скалолаз Ринат Хайбуллин отметил: «Он носил вещи, как портер, за два доллара в сутки. Так он зарабатывал себе на питание и получал место в экспедиции, чтобы сходить на гору».
В интервью телеканалу «Мир» в 1997 году Букреев сказал: «Я ненавязчиво перебрался в Гималаи, совершая восхождения с иностранными экспедициями, потом уже получал дивиденды. Так получалось, что какие-то исторические свершения зарубежных альпинистов были связаны со мной». Бука стремился попасть в первую десятку покорителей всех 14 восьмитысячников.
«Анатолий был первым, кто начал бегать по горам, чем вызвал массу критики, —вспоминает Хайбуллин. —То есть он был первым в Казахстане, кто стал бегуном в альпинизме, а в дальнейшем это стало нормой для всех». Во время отборов во вторую советскую гималайскую сборную проводили забеги в гору, и Букреев показывал лучшие результаты. Спустя много лет Хайбуллин увлекся горным бегом и создал федерацию скайраннинга в Казахстане, а сегодня забеги по горной местности в Алматы организуют постоянно. Один из самых популярных — зимний забег на пик Амангельды имени Анатолия Букреева, а имя это в свое время изрядно «потрепали».
Трагедия на Эвересте, о которой знает весь мир
Эта история широко известна во всем мире. О ней написаны книги и сняты фильмы, вышедшие на мировой экран. Когда Толя первый раз побывал в Штатах, он вернулся оттуда изменившимся, отрастил волосы и восхищался страной, «где все для людей». Но мир дуален, и в нем нет белого без черного. В 1996-м Запад наказал Букреева, хотя Сенат США признал его заслуги в спасении своих граждан на Эвересте и выразил ему благодарность. Толя отмечал, что за океаном поднимают много шума после каждой драмы и трагедии, а если бы все вернулись, никто бы не узнал о той экспедиции.
Напомню, руководитель коммерческой экспедиции на Эверест Скотт Фишер пригласил Букреева в качестве помощника гида. Анатолий должен был обработать маршрут и полагал, что его взяли в экспедицию в качестве «спасательного отряда». В экспедиции новозеландца Роба Холла на Эверест взошел американский журналист Джон Кракауэр. Он вышел на вершину вслед за Букреевым, сфотографировал его с флагом Казахстана и отметил, что русский ушел вниз, не дождавшись клиентов. Совместно с американским журналистом Вестоном Де Уолтом Букреев написал книгу «Восхождение», где пошагово воспроизвел картину того дня.
Он ушел в лагерь на Южное седло, чтобы согреться, отдохнуть и быть готовым выйти, если придется, на помощь, с горячим чаем и кислородом. На большой высоте альпинисты из нескольких коммерческих групп попали в шторм, у них заканчивался кислород. Букреев выходил на поиски потерявшихся и спас троих из своей экспедиции. Еще раз отметим, что Анатолий был помощником гида, он выполнил свою работу и спустился, чтобы приготовиться, если придется, выйти на помощь спускающимся. А какие договоренности были между ним и Фишером, Кракауэр знать не мог. Однако он написал статью, а потом—и книгу, где признался, что с высоты 8000 метров ни о каких командах речи быть не могло и каждый был сам за себя. Назвав коммерческие группы «командами смертников», он отметил, что русский заместитель Скотта Фишера шел без кислорода, раньше всех спустился с вершины в лагерь на Южном седле, не имел в своем рюкзаке ни кислорода, ни аптечки, как это должно быть у гидов.
Один из друзей Анатолия сохранил его письма. В одном Толя писал: «Во время экспедиции на Эверест, после восхождения на вершину, попали на спуске в непогоду. В нашей экспедиции погиб лишь руководитель Скотт Фишер. Клиентов удалось спасти, лично вытащил троих из непогоды. В других экспедициях дела обстоят хуже. Сейчас здесь пресса, альпинистские организации пытаются проанализировать ситуацию. Приходится отвечать на вопросы прессы и телевидения, писать статьи, находиться в альпинистских кругах, чтобы мои действия были правильно поняты и истолкованы. Это важно для моей будущей работы и для сохранения моего имени профессионального гида. Сейчас это не так просто, хотя я и спас своих клиентов. Спрашивают — почему не пользовался кислородом, почему не было перил на каких-то участках маршрута, почему поздно взошли на вершину?».
Как отметил Хайбуллин, узнавший эту историю из уст Буки, клиентам, заплатившим деньги, всегда хочется достичь вершины, а гидам нужен успех, чтобы набрать клиентов в следующую экспедицию. Букреев предупредил Скотта, что на вершину они идут поздно, а это значит, что не успеют засветло спуститься в лагерь на Южном седле. Как говорил Анатолий, амбиции должны быть подкреплены подготовкой, а масла в огонь подлили неожиданно налетевшие тучи.
На вершине Эвереста Бука стоял четыре раза. В 1997 году вместе с россиянами В. Башкировым и Е. Виноградским работал в качестве играющего тренера и консультанта с военной индонезийской экспедицией. Как он сказал мне по возвращении, «мы завели на гору людей из джунглей, никогда не видевших ни гор, ни снега, ни ледорубов». А зимой того же года Анатолий погиб на своем 12-м восьмитысячнике Аннапурне. Он был первым в СНГ, кто приблизился к выполнению программы«14 высочайших вершин мира», а первым на все горы-гиганты поднялся легенда мирового альпинизма Райнхольд Месснер. Он был знаком с Анатолием Букреевым и назвал его сильнейшим высотником ХХ века.
Галина МУЛЕНКОВА