– Первое, что испытали люди, когда начался карантин – страх и тревога. Одни смогли сразу побороть эти чувства, другие – нет. Как избавиться от них?
– Давайте для начала определим, почему люди испытали страх и тревогу.
Нас выбили из привычной колеи, ограничили свободу, к чему мы совершенно не были готовы. Также свое дело сыграла неопределенность будущего. Нам показалось, что оно вышло из-под нашего контроля. Хотя, признайтесь себе честно, мы никогда не могли контролировать его. Это иллюзия, не больше. Я думаю, у каждого есть пример, когда вы что-то планировали, думали, что все сложится одним образом, но, в конечном счете, все получилось иначе. Если осознать, что не все попадает под наш контроль и это нормально, чувство напряжения немного спадет.
Можем ли мы повлиять на наши сегодняшние реалии, изменить их? Скорее всего нет. Рассмотрим пример: Вы собрались на прогулку, вышли из дома и хлынул ливень, вы вернулись домой и пережидаете его. Испытываете ли вы страх или тревогу – нет. Вы просто принимаете эту ситуацию. Тоже самое нужно сделать и с самоизоляцией – принять ее.
Когда начался карантин, муж мне сказал: "Представь, что мы на необитаемом острове". Как только он произнес эту фразу, мне сразу стало гораздо легче. Почему? Я обрадовалась, что я не вдали от цивилизации, а дома, где есть холодная и горячая вода, электричество, Интернет, средства коммуникации, кухонная утварь, с помощь которой могу приготовить что угодно. Здесь есть все, что нужно для моего комфорта, а чтобы я испытывала, находясь на необитаемом острове?
Смотрите на любую ситуацию шире. Как на возможность
– Вы отметили, что карантин выбивает людей из привычной колеи. Что именно могло повлиять на наше психоэмоциональное состояние?
– Изменение ритма и образа жизни. Наше тело привыкло к определенному поведению, к каким-то действиям в тот или иной временной промежуток. Но вдруг мы перестали ходить на работу, стали позже ложиться спать и просыпаться, из-за этого сдвинули приемы пищи, возможно, сменили вкусовые предпочтения.
Чтобы не вводить себя в стресс, нужно сохранять режим. Если вы, например, просыпались в 7:00, занимались по утрам спортом – продолжайте это делать. Совершайте привычные ритуалы.
Если вы работаете из дома, надевайте офисную одежду, наносите духи, делайте макияж и прическу. Вы сразу заметите, как телу и психике станет легче, ведь они всегда работают вместе.
– Что еще нужно делать, чтобы вернуть себя в равновесие?
– Находясь в самоизоляции, важно включать фантазию. Мы сейчас немного снизили вкус жизни, который у нас был до карантина: стало меньше впечатлений и встреч. Поэтому, организовывайте необычные вечера, устраивайте игры, делайте сюрпризы детям, родным, своим вторым половинкам – это будет обогащать вашу и их жизни, и режим изоляции не будет столь невыносимым.
Кроме этого, важно планировать свой день. Если вы не придадите ему какой-то систематичности, он покажется вам бессмысленным.
Главное, помните, если вы хотите, чтобы в вашей семье не было паники, нужно самому сохранять спокойствие, ведь все эмоции вы транслируете на окружающих.
– Как поступить человеку, который не смог взять себя в руки и дошел до депрессии?
– Ему нужно обратиться к психотерапевту. Это заболевание не простое, и какими-то мотивирующими вызовами, типа "соберись, тряпка", тут не поможешь.
Те, кто испытывает преддепрессионное состояние, я бы порекомендовала послушать Роберта Сапольски, профессора Гарвардского университета, который детально рассказывает, как возникает депрессия, почему одни подвержены ей, а другие нет, а также посоветовала бы лекции и книги Андрея Курпатова, Джудит Бек "Когнитивная психотерапия. Полное руководство", Линна Кларка "Обуздай свои эмоции".
– Как вы считаете, кому сложнее всего пребывать в изоляции?
– В режиме изоляции сложнее тем, у кого есть маленькие дети. Потому что объяснить им, что они должны некоторое время сидеть в четырех стенах – очень сложно.
Ребенок существо любопытное, и он постоянно требует каких-то впечатлений и эмоций. В четырех стенах организовать подобное не всегда представляется возможным. Родителям нужно прикладывать максимум усилий, чтобы сделать досуг малыша разнообразным, соблюдать его режим, поддерживать энергичность.
– Есть риск, что после продолжительного пребывания дома, люди превратятся в интровертов?
– Думаю, что нет. Интровертность, это ведь больше про черты характера, то, что дано природой.
Экстраверты и сейчас продолжают поддерживать общение, восполняют свою потребность через Skype, WhatsApp и другие мессенджеры.
– Изменится ли сознание людей и их ценности после окончания карантина?
– Конечно, это уже произошло. Посмотрите, насколько люди стали ценить свободу перемещения и свое окружение – все мечтают встретиться с родными и друзьями и насладиться общением с ними оффлайн.
Многие радости, которые казались доступными всегда, – поход в кино, прогулка в парке, ужин в любимом кафе, вдруг исчезли. Думаю, ценность всего этого, через призму прожитого, на какое-то время увеличится.
Тоже самое касается путешествий. Все хотят сменить обстановку, проникнуться новой культурой, получить какие-то острые ощущения. Когда государства откроют свои «ворота», для многих это будет лучшим подарком.
Мы начнем ценить жизнь во всех ее проявлениях, поймем, что она разноплановая и совершенно не такая рутинная, как мы иногда думаем.
Все что не убивает нас, делает нас сильнее, не правда ли?
– Есть какие-то рекомендации, как правильно выходить из карантина, чтобы это было психологически безопасно?
– Я не вижу каких-то опасностей с точки зрения психологии. Будет определенная настороженность. В начале мы будем бояться контактировать – наши традиционные поцелуи-объятия и рукопожатия при встрече, возможно, отойдут на некоторое время, но это больше не про психологию, а про элементарную личную гигиену.