Она всегда была своего рода зеркалом, отражающим события, происходящие на стальной магистрали, являлась тем источником информации, которого с нетерпением ждали на каждом разъезде, станции или далеком полустанке. Биография отраслевой печати начинается с печатных листков, выпускавшихся в ходе строительства Туркестано-Сибирской магистрали. В 1931 году газета под названием «Турксиб» обрела свой официальный статус как печатное издание Управления и политотдела Турксиба. Первым редактором газеты был инженер-путеец Макай Жунусов. Издание было подлинным летописцем того времени: турксибовцы отправляли эстафетные поезда, формировали продовольственные грузы.
Времена меняются – газета остается
В течение первых нескольких лет газета издавалась только на русском языке. В свет выходили материалы о работниках Турксиба, о выдающихся деятелях, а также публиковались различные указы и распоряжения руководства. А в 1934 году решено было издавать и казахскую версию газеты.
В своих мемуарах Макай Жунусов вспоминал: «Обеспечение выпуска первых номеров газеты было возложено на меня по совместительству. Хотя с большим трудом, но с задачей этой я справился. Уже в июле 1935 года начала выходить газета «Түрксіб» на казахском языке за моей подписью как редактора»
Макай Жунусов привлек к выпуску газеты известных казахских писателей и акынов: Абу Сарсенбаева, Сапаргали Бегалина, Сабыбека Адамбекова, Оразбека Бектемисова, Ибрая Тиникина и других. При этом Оразбек Бектемисов и Ибрай Тиникин проработали в газете много лет, пройдя путь от журналиста до главного редактора.
К великому сожалению, во времена сталинских репрессий Макай Жунусов провел 17 лет своей жизни в разных лагерях Архангельска, затем в Красноярском крае.
Позже газета получила новое название – «Железнодорожники» и во время Великой Отечественной войны воспевала героизм железнодорожников, поднимала патриотический дух страны, способствуя приближению победы. Железная дорога принесла неоценимую пользу в военные годы, а позже и при освоении целинных земель.
В 1958 году была создана объединенная Казахстанская железная дорога, что отразилось на истории, масштабах и имени газеты. Издательский дом, фотолаборатория и издательство работали тогда под названием «Железнодорожник Казахстана», а тираж газеты достиг 10 тысяч экземпляров.
Но позже, когда казахстанские железные дороги были разделены на три почти на двадцать лет, появилось три издания: «Новь Турксиба», «Целинная магистраль» и «Батыс жол». А в 1997 году после образования РГП «ҚТЖ» три ранее самостоятельные дорожные газеты были объединены в единую центральную отраслевую газету «Қазақстан темiржолшысы».
За это время корреспонденты издания стали свидетелями строительства железной дороги по всему Казахстану, введения в эксплуатацию скоростных поездов, превращения Казахстана в великую транзитную державу.
В наши дни АО «НК «ҚТЖ» – это не только железнодорожная компания. Она преобразована в транспортно-логистический холдинг с задачей развития транзитного потенциала республики и глобальной инфраструктурной интеграции. Компания осуществляет не только железнодорожные, но и мультимодальные перевозки. Это значит, что теперь газета стала многозадачной. Она освещает работу АО «НК «ҚТЖ» как мультимодального комплекса.
Штучный товар
Сегодня над газетой работает штат корреспондентов в столице и регионах. В газете всегда трудились настоящие профессионалы. Среди них были Мухаметбек Нуртазин, Клара Шакирова, Иса Галиаскаров и многие другие.
– Республиканская газета «Қазақстан теміржолшысы» начинает свою летопись с 12 мая 1931 года. С ростом и развитием железных дорог Казахстана развивалась и печатное издание, освещая жизнь и работу сотрудников стальной магистрали, проникая в социальные, экономические, культурные и нравственные процессы, происходящие в стране. Просмотрев подшивки газеты «Қазақстан теміржолшысы», можно увидеть, что за это время корреспонденты издания стали свидетелями строительства железной дороги по всему Казахстану и превращения страны в настоящий транспортно-логистический хаб Евразии, – говорит главный редактор газеты Руслан Рахметов.
Сегодня аудитория издания – это около 24 тысяч подписчиков, в их числе работники и ветераны железнодорожной отрасли, а также представители других транспортных структур.
– Вот уже более 20 лет газета освещает работу АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Поэтому сотрудники редакции, а также собственные корреспонденты во всех регионах оперативно освещают события, происходящие в компании и во всех ее дочерних предприятиях, структурных подразделениях, филиалах. Несмотря на солидный возраст, издание идет в ногу со временем и соответствует международным стандартам, а также новым веяниям в печатной журналистике – выпускается в формате D2 два раза в неделю четырехполосными номерами на казахском и русском языках, – отметил Руслан Рахметов.
Сейчас, когда, по словам аналитиков, в стране наблюдается дефицит отраслевых специалистов, освещающих узкоотраслевые новости, особенно ценны журналисты газеты «Қазақстан теміржолшысы».
– Работать в отраслевой газете нелегко, кадры готовятся годами… Поэтому мы дорожим нашими журналистами, каждый из них, можно сказать, «штучный товар». Все в нашем коллективе любят железную дорогу всей душой, разбираются во всех нюансах как настоящие железнодорожники и умеют подать отраслевую информацию легко, интересно, – подчеркивает заместитель главного редактора «Қазақстан теміржолшысы» Меруерт Умирзакова, которая работает в редакции газеты около 30 лет.
А самое большое счастье для журналистов издания «Қазақстан теміржолшысы» – получать обратную связь от своих благодарных читателей, которые, как и 90 лет тому назад, с нетерпением ждут каждый новый выпуск любимой газеты.
Асель Шайхынова
Фото Александра Жабчука