Напомним, что после введения обязательной цифровой маркировки импортеры обуви должны будут наносить на продукцию двумерный код Data Matrix на производстве в странах-производителях либо же на таможенном складе в РК.
По словам заместителя генерального директора ТОО «ALG Company» Данияра Ибраева, их таможенный склад уже готов к новым правилам работы обувной отрасли.
«Маркировка не особо повлияет на действующие процессы. Просто появятся дополнительные операции, которые нужно будет осуществить в рамках склада. На сегодня уже определены зоны для обработки на первом этапе продукции импортеров, с которыми мы сотрудничаем. Процесс будет зависеть от объемов поставок конкретных импортеров, так как они у всех разные. Однако, не думаю, что это сильно усложнит работу. Мы понимаем, что цифровая маркировка нужна для «обеления» рынка, мы все должны двигаться в сторону прозрачности», - отмечает замглавы таможенного склада.
Услуги таможенного склада обойдутся импортеру от 30 до 300 тенге за пару в зависимости от общих объемов. Причем, в эту сумму уже входят всевозможные дополнительные расходы на отгрузку, хранение, упаковку, стикетирование, сканирование и учет. В среднем расходы, связанные с маркировкой для импортеров, будут составлять 0,1%-2,5% от стоимости одной пары обуви.
Процессы маркировки на таможенном складе апробировали и сами импортеры. Среди них - ТОО «Алтын Promotion», которое с 2006 года занимается импортом различных групп товаров.
«Нам в работе мешают нелегальные реализаторы. По нашим оценкам они занимают сейчас почти 80% объема рынка. Это те, кто не желает работать добросовестно, заниматься сертификацией, проходить все таможенные процедуры. Мы платим налоги, а они - нет. Так быть не должно. Правила касаются всех», - рассказывает директор предприятия Алтын Кандыбаева.
По мнению импортера, нанесение кодов Data Matrix не отразится на конечной стоимости обуви, так как на цены, в первую очередь, влияет повышение расценок на услуги карго перевозчиков, которое произошло в этом году.
«В целом, мы наблюдаем, что у представителей отрасли общее понимание механизмов и целей маркировки на сегодня сформировано. Безусловно, вопросы остаются. Мы готовы со своей стороны продолжать сопровождать процесс внедрения цифровой маркировки и отвечать на все вопросы бизнеса. На регулярной основе проводятся специализированные вебинары с импортерами, производителями обуви, реализаторами. Также отрабатываем процесс маркировки на таможенных складах и предприятиях», - говорит управляющий директор Центра развития цифровой экономики Олжас Бектуров.
Напомним, что цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Обязательная маркировка табачных изделий в РК уже введена с 1 октября 2020 года. На данный момент также реализуются «пилоты» по цифровой маркировке лекарств, алкоголя, молочной продукции и товаров легкой промышленности.