Одним из условий становления гражданского общества является переход от вертикальной модели взаимоотношения власти и населения к модели совместного принятия решений. Последнее в свою очередь во многом связано с развитием третьего сектора, общественных и неправительственных организаций, к числу которых можно отнести и волонтерское движение. В работах зарубежных исследователей волонтерство рассматривается через эффективность волонтерского труда в отдельных организациях. Исследовательский фокус в данной статье сосредоточен на проблематике функционирования и процессов развития волонтерства в Казахстане под влиянием государственной политики.
Волонтерское движение в условиях Казахстана является весьма новым явлением. Оно все еще специфично, и во многом непонятно для большей части населения. Фиксация включенности казахстанцев указывает на низкую культуру волонтерства. Так, по данным социологического исследования, проведенного по заказу Комитета по делам гражданского общества МИОР РК в 2018 году, какой-либо опыт добровольческой деятельности имеют всего 10,7% опрошенных.
В связи с чем, мы предполагаем, что развитие волонтерства на сегодняшний день в большей степени детерминировано государством, чем самими гражданами. Высокая активность добровольческой деятельности среди граждан скорее носит эпизодический характер.
Наиболее ярко это проявляется во время проведения каких-либо мероприятий международного уровня (Зимние Азиатские игры, EXPO 2017 Astana и др.), чрезвычайных ситуаций (помощь пострадавшим от весенних паводков, взрыва в военном хранилище в городе Арысь) и т.д.
Далее следует озвучить, какие были сделаны шаги со стороны государственных органов по развитию волонтерства среди населения.
Принятие закона. В силу новизны темы основные понятия, принципы деятельности, финансовые и другие вопросы на законодательном уровне были прописаны только в декабре 2016 года, когда Парламентом Казахстана был принят Закон о волонтерской деятельности (https://egov.kz/cms/ru/law/list/Z1600000042). Можно предположить, что это произошло, в том числе и благодаря запросу и положительной реакции самих граждан.
Так, в рамках исследования гражданского общества в 2014 году был поднят вопрос «Как Вы считаете, необходим ли в Казахстане специальный закон о волонтерстве?» [2], на который были получены следующие распределения:
Согласно Закону Казахстана, под волонтерством понимается добровольческая деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе. Основной целью волонтерских движений является оказание помощи по решению социальных задач, а также обучение и повышение роли волонтеров.
По результатам социологического исследования 2018 года, большая часть, имеющих волонтерский опыт, указывают на социальную направленность – 22% [3]. К этому направлению были отнесены помощь социально уязвимым категориям: малоимущим семьям, пожилым людям, а также оказание содействия в сборе средств на медицинские нужды.
Если вы занимались когда-нибудь волонтерством (не оплачиваемая деятельность или работа во благо общества), то в каких сферах? (на данный вопрос отвечают только те респонденты, которые занимались когда-либо волонтерством – 10,7%)
То есть проблемные зоны, за решение которых берутся казахстанские волонтеры, деполитизировано. Эта черта схожа с тем, о чем говорят зарубежные, в частности американские исследователи добровольческой деятельности. К примеру, Н. Элиасоф делает заключение, что сфера деятельности американских волонтеров имеет повседневный характер, при этом территориально оказывается близко к месту проживания. И вопросы, за которые берутся волонтерские группы, не требуют длительных обсуждений, и не имеют политического контекста. То есть те, которые они сами считают выполнимыми [4].
Отдельная глава данного Закона посвящена вопросам государственного регулирования в сфере волонтерской деятельности (Глава 2). Согласно этой главе, государство выполняет роль основного организатора как на центральном, так и на местном уровне. И одной из задач, которую ставят перед собой государственные органы, является создание общественной площадки и расширение волонтерской сети.
Подготовка площадки. Основным разработчиком, занимающимся данным вопросом, является МИОР РК, в частности Комитет по развитию гражданского общества. Осенью 2019 года представителями МИОР РК был озвучен Проект плана реализации мероприятий, одной из задач которых является развитие волонтерства и на региональном уровне. Актуальность регионального развития подтверждается результатами исследования, проведенными в более ранние периоды.
Так, по данным 2014 года, наиболее активная деятельность добровольческих групп, которую отмечают опрашиваемые, наблюдалась в городе Алматы, Алматинской, Костанайской, Жамбылской областях, а также в столице Нур-Султан. Тогда как в западном регионе показатели были весьма низкими.
Созвучные результаты большей активности отдельных региональных волонтеров показывает исследование по составлению «Карты волонтерских организаций», проведенное в конце 2017 года (https://baigenews.kz/news/v_kazahstane_sozdana_karta_volonterskih_organizatsii/ )
Карта выглядела следующим образом – рисунок 1.
На 2017 год число волонтерских организаций равнялось 125. Наибольшее количество которых сосредоточено в Алматинской, Карагандинской областях, а также в городе Нур-Султан. В западном регионе, в Атырауской и Мангыстауской областях наблюдался некоторый рост. Исключением стали Западно-Казахстанская и Актюбинская области, где сохраняется более низкий уровень волонтерского движения.
Для дальнейшего развития волонтерства на сегодняшний день создана единая платформа волонтеров - qazvolunteer.kz (https://qazvolunteer.kz/kk) – рисунок 2.
Платформа позволяет зарегистрироваться в качестве потенциального волонтера. В профиле волонтер указывает следующие данные:
• Область проживания
• Дата рождения
• Область деятельности
• Стаж волонтерской деятельности
• Проекты (действующие, завершенные, планируемые)
На данный момент на платформе QazVolunteer.kz зарегистрировано 192 организации, 2692 волонтёра, опубликовано 58 проектов, из них 27 – по направлению «Социальное волонтёрство», 7 – «Волонтёрство в медицине», 6 – «Экологическое волонтёрство», 6 – «Событийное волонтёрство», 4 – «Спортивное волонтёрство», 3 – «Корпоративное волонтёрство», 3 – «Волонтёрство в ЧС», 2 – «Медиа-волонтёрство».
Кроме того, в профиле пользователи могут оставлять отзывы, что также влияет на общий рейтинг волонтера.
Тем не менее, анализ платформы посредством SimilarWeb указывает на низкую пользовательскую активность (https://www.similarweb.com/website/qazvolunteer.kz). Так по рангу посещаемости сайт qazvolunteer.kz находится на 7 233 месте в Казахстане. То есть аудитория платформы достаточно специфична и характеризуется небольшим числом пользователей. Основным источником трафика является прямой переход – 75,5%. Посещаемость через поиск, по ключевым словам, всего 19%. Низкий трафик фиксируется через социальные сети – 3,75%. В связи с чем, отмечается
необходимость информационной поддержки данной платформы среди пользовательской аудитории.
Создание благоприятной среды. Развитие волонтерской деятельности подразумевает создание благоприятной среды. Однако, в отличие от тех же западных стран, где методы стимулирования волонтеров включают различного рода налоговые льготы, скидки, преимущества в отборе в образовательные учреждения, или при приеме на работу. В Казахстане такого рода методы не применяются, а находятся на стадии обсуждения, что также негативно сказывается на популярности волонтерства среди населения. Так, ответственным государственным органом было выдвинуто предложение о учете волонтерской деятельности при поступлении в колледжи, ВУЗы, а также включения опыта работы волонтером в трудовой стаж(https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/vklyuchat-volonterskiy-opyit-trudovoy-stajpredlagayut-380207/)
Кроме того, несмотря на принцип безвозмездной деятельности, в рамках организации актуальным является вопрос финансирования. В Казахстане государство поддерживает волонтеров посредством предоставления программы малых грантов на различные инициативы.
Выводы
События последних нескольких лет и проявление социальной активности среди граждан указывают на положительные изменения в развитии третьего сектора в Казахстане. Тем не менее, анализ волонтерской деятельности указывает, что это направление получает свое развитие в большей степени благодаря участию государства. Это особо актуально, учитывая, что 2020 год объявлен Годом волонтерства. Однако стоит отметить, что благодаря государственной политике, волонтерство приобретает более структурированный характер деятельности. В частности, можно отметить принятие закона, создание единой платформы, расширение волонтерской сети на региональном уровне и т.д.
При этом развитие волонтерского движения в Казахстане носит очаговый характер. Это подразумевает следующее, что если на уровне городов Алматы, Нур-Султан и некоторых других областей волонтерство проявляется более активно, в других регионах наблюдается рост, то в отдельных областях волонтерское движение довольно слабое.
В этой связи, рекомендуется рассмотреть возможность введения дополнительных льгот, поощрений с целью стимулирования роста числа потенциальных волонтеров.
Кроме того, необходимо разработать меры по укреплению взаимодействия организаций и волонтерских движений на регулярной основе.
Список литературы
1. Аналитический отчет «Изучение ситуации в гражданском обществе» / РГУ «Комитет по делам гражданского общества Министерства общественного развития Республики Казахстан», Астана 2014 г.
2. Аналитический отчет «Изучение ситуации в гражданском обществе» / РГУ «Комитет по делам гражданского общества Министерства общественного развития Республики Казахстан», Астана 2018 г.
3. Eliasoph N. Avoiding Politics: How Americans Produce Apathy in Everyday Life. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 2003.
Гулназ Касимова
Старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК,
докторант ЕНУ им. Л.Н Гумилева
Научный журнал «Спектр Казахстан», №1 (93), 2020 год