В Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и экологии», который Президент страны подписал в декабре ушедшего года, обязательным условием предоставлением права недропользования на основании прямых переговоров по крупным месторождениям является долевое участие национальной компании в области углеводородов в размере 50% и более.
Законодательные изменения призваны способствовать созданию новых рабочих мест и ежегодному привлечению в геологоразведку около 200 млрд тенге инвестиций.
Также закон дает возможность оперативного перехода к практическому этапу геологоразведочных работ за счет сокращения сроков всевозможных экспертиз на 8-12 месяцев и устранения административных барьеров по процедурам более чем вдвое - со 120-ти до 50-ти дней.
Новый закон решает задачу в кратчайшие сроки модернизировать систему управления сырьевым сектором, сократить сроки и процедуры согласования проектов геологоразведки и освоения месторождений путем внедрения комплексной государственной экспертизы и полной цифровизации процесса.
Изменения направлены на повышение инвестиционной привлекательности геологической разведки углеводородов, отказ от бурения скважин без штрафных санкций по результатам сейсморазведки, продление периода разведки в целях оценки для полного завершения работ с закреплением встречных обязательств, упрощение процедуры расширения/уменьшения участков недр, принадлежащих одному лицу, сокращение перечня документов для участия в аукционе по предоставлению права недропользования.
Закон также стимулирует привлечений инвестиций в истощающиеся месторождения: определены критерии истощающихся месторождений и встречных инвестиционных обязательств недропользователей, предусматривает снижение административных издержек недропользователей, в том числе за счет сокращения сроков «бумажных согласований» и оптимизации процедур проведения государственной экспертизы базовых проектных документов.
Например, во избежание бюрократической волокиты предусмотрены следующие меры:
- переход на уведомительный порядок, без прохождения экспертизы ЦКРР (Центральной комиссии по разведке и разработке месторождений углеводородов Республики Казахстан) — проектных документов поисковой стадии разведки на суше;
- проведение государственной экспертизы базовых проектных документов до экологической экспертизы;
- исключение экономической экспертизы дополнений к контрактам на недропользование ввиду ранее проведенной оценки финансово-экономических показателей при государственной экспертизе базовых проектных документов;
- сокращение сроков подачи недропользователями заявлений на продление периода добычи в целях исключения формальных оснований в случае их пропуска;
- возможность повторной подачи заявления на участие в аукционе по предоставлению права недропользования после устранения выявленных компетентным органом технических ошибок.
Законодательные нововведения направлены и на устранение имеющихся в правоприменительной практике пробелов и двойного толкования при проведении операций по недропользованию. Иначе говоря, сводятся к однозначному и более ясному толкованию такие нормы, как:
- закрепление исчерпывающего перечня видов работ, осуществляемых на подготовительном периоде;
- возможность хранения денег для ликвидации последствий недропользования у Национального оператора почты.
- проведение на добровольной основе пилотных проектов по цифровизации бизнес-процессов в области недропользования;
- установление отдельного порядка обременения права недропользования и объектов, связанных с ним.
В целом закон является продолжением реформирования сферы недропользования по углеводородам, начатой с внедрением в январе 2023 года механизма «Улучшенный модельный контракт», позволившего за короткий период времени обеспечить приток инвестиций в отрасль порядка 9 млрд долларов, запустить месторождение «Восточный Урихтау» и перейти на пробную эксплуатацию по ряду газовых месторождений.