К 30-летию Независимости Казахстана | 30 июня 11:03

Все решает логистика

25 июня в онлайн режиме прошел Круглый стол на тему «Инновационная логистика, как инструмент улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев», сообщает Trans Logistics Media

Организаторами мероприятия выступили АО «НК «ҚТЖ», НПП «Атамекен», НИИ ТК, КазАПО, АНЭК, АНИП.

Заместитель генерального директора ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» Канат Кобесов, который рассказал об автоматизированных системах, применяемых в железнодорожных перевозках.

На сегодняшний день ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» является бизнес-владельцем 43 информационных систем, которые позволяют управлять внутренними и внешними процессами национального перевозчика. С помощью ИТ-систем разрабатывается график движения поездов, ведется учет расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, формируется план перевозок и, в целом, организация работ станций, локомотивных и вагонных хозяйств и другое.

Член Президиума Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Эдуард Каплан  сообщил, что Союз транспортников совместно с институтом транспорта провел исследование об эффективности использования железнодорожного подвижного состава, качества обслуживания.

Уровень качества транспортно-логистического обслуживания в Казахстане не столь высокий. В рейтинге Всемирного банка по эффективности отечественной логистики наша страна занимает 71 место, по качеству транспортного обслуживания – 94 место.  Не лучше показатели и у Росссии, Беларуси.

«Пути решения застарелых проблем отрасли - внедрение инновационных логистических технологий, связанных с цифровизацией, обновление и модернизация подвижного состава, гармонизированное развитие транспортной инфраструктуры. Причем это не всегда большие деньги, строительство новых магистралей, а развитие транспортных узлов, ликвидация узких мест, которые не требуют сотни миллионов долларов, а в сотни раз меньше средств, тогда как эффект от этих вложений может быть очень существенным», - сказал Э.Каплан.

Начальник управления по стратегическому, инвестиционному планированию и СМК ТОО «ТрансКом» Андрей Мелихов отметил, что «как 10 лет назад были, так и остаются «узкие места» - станции Кызыл жар, Аксу, Алашанькоу и Хоргос».

По его словам, в Казахстане существует конкуренция между транзитным грузопотоком и экспортными поставками. В 2013 году горно-добывающая компания ERG экспортировала в Китай 5,8 млн. тонн железорудного сырья, в 2020 году – 3,7 млн. через станцию Алашанькоу, в 2021 планируется поставить  3,9 млн. тонн. Объемы поставок уменьшились, в том числе, из-за роста контейнерных перевозок. В 2020 году в направлении Китай-Европа-Китай грузопоток составил было 518 тыс. ДФЭ, к 2024 году этот показатель по прогнозам, увеличится до 1,6 – 2 млн. ДФЭ, а инфраструктура осталась та же самая.

Модератор первой сессии, председатель Подкомитета по транспортной логистике Комитета логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Ерхат Искалиев отметил, что большой резерв есть во внутренней   контейнеризации.  АО «НК «КТЖ» должно определить правила игры на рынке и тарифную политику.

Проблемы взаимодействия участников перевозочного процесса осветил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, открывая вторую сессию Круглого стола «Развитие логистических технологий и инфраструктуры: не опция, а крайняя необходимость». По его словам, объективным показателем взаимодействия участников перевозочного процесса является один показатель – оборот вагонов.

 «Главная задача – правильно погрузить вагон, погрузить его вовремя, отдать на станцию, вовремя отправить вагон со станции для формирования технического маршрута и отправить дальше», - сказал Павел Иванкин.

Эксперт рассказал, что в России сегодня обсуждается законопроект по созданию методики расчета баланса вагонов, создания единой саморегулирующей организации, которая будет объединять всех операторов железнодорожного транспорта, при усилении роли государства в части определения перевозки приоритетных грузов.

О развитие технологической, институциональной и нормативной правовой базы организации перевозочного процесса, а также о вопросах правового обеспечения развития смешанных перевозок рассказала генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП) Гульнара Бекмагамбетова.

Исполнительный директор Ассоциации Национальных Экспедиторов Республики Казахстан (АНЭК), Айнур Тлеуова в ходе своего выступления, рассказала о принимаемых мерах АНЭК по совершенствованию системы взаимодействия участников перевозочного процесса.

Инновационный вагон – современный тренд повышения эффективности грузоперевозок, так звучала тема выступления генерального директора Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) - КазАПО, Салтанат Адамбаевой.

О логистическом продукте 4PL Light рассказал Генеральный директор транспортно-логистической компании IFC COLOS Адилжан Кожабергенов.

Президент Ассоциации «Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии» Берик Булекбаев рассказал о технологических и инженерных решениях в вопросах оптимизации и развития внутренней и внешней логистики железнодорожного транспорта. 

«Эффективность использования вагонного парка – важнейший критерий обеспечения железнодорожных перевозок, так как вагоны являются основным ресурсом перевозочного процесса, - считает Б.Булекбаев.

Заместитель директора Учебного центра Ассоциации Национальных Экспедиторов РК Рафаил Заславский рассказал об опыте Центра в обучении по программе FIATA (Международная федерация экспедиторских ассоциаций) грузовых международных экспедиторов. Так, по его словам, на сегодняшний день более 700 человек получили дипломы международных транспортных экспедиторов, 56 диплов, полученных их Женевы, выданы на предоставление услуг цепи поставок. В целом же, Центр подготовил более 2000 человек, среди которых и слушателей дистанционных групп. В текущем году Центру исполняется 20 лет, в рамках празднования планируется проведение большой праздничной конференции.

 Управляющий партнер Казахстанского института управления проектами, Исполнительный директор Казахстанской ассоциации ТРИЗ Владимир Затолкин, остановившийся на проблемах подготовки профессиональных компетенции проектных, программных и портфельных менеджеров предприятий транспортно-логистической отрасли Казахстана в условиях цифровой трансформации.

Среди ключевых проблем казахстанской экономики он отметил проблему системы образования, сохранившейся со времен Советского Союза и не нацеленной на подготовку проектно-ориентированного техно-предпринимательского сословия по схеме «Школа-ВУЗ-Работодатель (высокотехнологичный)». Также в стране не сформировалась национальная инфраструктура в сфере корпоративного и школьно-вузовского технологическое предпринимательства, в том числе в сфере транспорта и логистики.

Генеральный директор фрахтовой компании «ТрансАл», почетный профессор Казахстанско-Немецкого университета Василий Королев в своем выступлении подробно остановился на вопросах управления цепями поставок в логистическом обучении.

Преподаватель Казахстанско-немецкого университета, эксперт FIATA, CILT Айсулу Тайсаринова рассказала о существующем на рынке балансе между запросами рынка и контроля со стороны министерства образования РК.

Приняли участие в работе Круглого стола и студенты бакалавриата, обучающиеся на факультете «Логистика» одного из казахстанских ВУЗов Валерия Логинова и Виктория Ли, рассказавшие о плюсах и минусах дистанционного обучения.