Электромонтер, инженер… босс
Наш герой родился и вырос в Аягозе – это районный центр в Восточно-Казахстанской области с населением около 60 тысяч человек.
После окончания школы поступил в Алматинский колледж связи при Казахско-американском университете. Специальность для начала 2000-х, когда Интернет начал массово входить в обиход людей, выбрал весьма востребованную – вычислительная техника, сети связи и системы коммутации.
После выпуска устроился электромонтером линейных сооружений в ТУСМ №7 объединения "Дальняя связь". Параллельно поступил в Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева.
"Обучение ребенка – всегда большая нагрузка на семью. У родителей, к сожалению, не было возможности оплачивать мое высшее образование, поэтому в вуз я пошел тогда, когда начал зарабатывать самостоятельно", – рассказал Алибек Алдонгаров.
Позицию электромонтера он сменил на кабельщика-спайщика, позже работал электромехаником, инженером автоматической телефонной станции.
"В 2007 году я эксплуатировал телефонную станцию ООО "Искрател", руководство компании увидело во мне потенциал и пригласило работать к себе – сначала инженером сервисного центра, затем менеджером по продажам и проектированию телекоммуникационных систем. Это стало переломным моментом в моей жизни, ведь там я профессионально вырос. Прошел обучение в России, исколесил весь Казахстан: познакомился с разными особенностями ментальности и культуры", – отметил собеседник.
В сентябре 2012 года Алибек Алдонгаров впервые соприкоснулся с "KAP Technology". Правда, на тот момент "дочка" атомного холдинга носила иное название – ТОО "Байланыс-НАК". Начал он с должности главного инженера, покинул компанию техническим директором.
В 2016 году наш герой стал заместителем председателя правления АО "Банковское сервисное бюро НБК". А год спустя, в возрасте 34 лет, возглавил ТОО "KAP Technology".
"Работая в бюро, я узнал, что проходит конкурс на позицию генерального директора "KAP Technology": подал заявку, прошел собеседование и тестирование. 4 декабря будет два года, как я здесь работаю", – пояснил Алибек Алдонгаров.
Риск. Был ли оправдан?
"В 2017 году в "Казатомпроме" внедрялся проект SAP, интегрировала его компания IBM. Когда я пришел в "KAP Technology" и узнал об этом, то предложил отказаться от помощи иностранных специалистов и справиться своими силами. Спасибо большое руководству, что позволили мне это сделать. Идея была заманчивая – я хотел охватить за те же деньги больший периметр, – но были риски, отставание от дорожной карты на шесть месяцев", – рассказал собеседник.
Алибеку Алдонгарову разрешили создать новую структуру, увеличить штат. SAPеров (так называют людей, которые внедряют эту систему) на отечественном рынке в то время было немного, но ему удалось собрать хорошую команду, замотивировать людей пойти в неизвестность.
Зачем было так рисковать?
"Я мог возглавить компанию, посмотреть, что все процессы стабильные, и спокойно сидеть, заниматься операционкой. Но мне хотелось трансформировать компанию. Я понимал, что львиную долю доходов "KAP Technology" приносят телекоммуникации: оптика, Интернет, каналы связи, обслуживание корпоративных IT-систем "Казатомпрома", система электронного документооборота и т.д. Но в то же время видел, как активно развиваются "Казахтелеком", "Транстелеком", "Билайн" и другие компании. И конкурировать с этими гигантами, имея 700 километров волоконно-оптических сетей, было неоправданно. Нам нужно было найти другое направление для развития", – отметил глава "KAP Technology".
Надежды Алибека Алдонгарова оправдались. Его компания справилась с внедрением SAP: на данный момент осталась только одна "непокоренная" балансовая единица – Ульбинский металлургический завод. На всех других предприятиях атомного холдинга идет полноценная эксплуатация системы.
Наставник
По мнению Алибека Алдонгарова, вырасти до руководителя ему помогли открытость, умение коммуницировать с разными людьми и хороший наставник.
"Когда я работал в "Искрател", у меня был очень хороший руководитель – глава представительства в Казахстане Душан Симеунович – серб по происхождению, человек с богатым жизненным опытом. Он часто говорил: "Если есть амбиции и желание делать что-то большее, не стоит зацикливаться на одной работе, приходить к руководству и просить о повышении заработной платы. Нужно искать другие варианты, выходить из зоны комфорта". Наверное, благодаря именно этим словам я не побоялся перебраться из Алматы в столицу и попробывать себя в новом амплуа", – рассказал собеседник.
Многие советы своего наставника Алибек Алдонгаров активно практикует и по сей день.
"Душан Симеунович очень хороший переговорщик. Если, например, мы шли на переговоры с заказчиком, то обязательно предварительно смотрели, работали с ним ранее или нет, какие были проблемы по технической поддержке, качеству или стоимости работы. Для чего? Чтобы при необходимости ответить на любой его вопрос, а не "прикрываться": "Мы выясним и дополнительно сообщим вам". Соопереживание, понимание, искренность... все это сближает", – отметил собеседник.
Быть максимально открытым наш герой пытается и со своими сотрудниками. Он убежден: за каждым руководителем – директором небольшой фирмы или председателем правления крупной национальной компании – стоят люди.
"Я сделал то, я сделал это". Обычно так рапортуют начальники. Но фактически это ведь не их личные заслуги, это делают коллективы", – добавил собеседник.
Поэтому крайне важно правильно доносить до сотрудников, чем занимается компания, к каким целям движется, показывать значимость их дела.
Мотивация сотрудников
"Что движет человеком? Универсального ответа нет. Все зависит от психотипа, амбиций. Порой достаточно просто похвалить человека, показать, что я замечаю и ценю его работу. Но важно с осторожностью использовать этот "инструмент". В одном случае он может замотивировать двигаться дальше, расти, в другом случае – дать почву для массовых воспросов типа: "Вы меня похвалили, а повышение зарплаты будет?" – рассказал собеседник.
Он отметил, что "KAP Technology" территориально очень сильно разбросан, и если сравнивать работников из Южно-Казахстанской и Кызылординской областей и, например, Восточно-Казахстанской области, то у каждого разные ценности и ожидания от работодателя.
"Когда я пришел в компанию, то одним из КПД поставил доходность. В правилах оплаты труда указано, что выплачивать квартальные премии производственному персоналу можно лишь при наличии чистой прибыли. С 2012-го по 2017 год сотрудники получали квартальные вознаграждения всего шесть раз. Я решил это исправить: оптимизировать расходы и добиться того, чтобы им назначались премии каждые четыре месяца. Я думал, что это повысит лояльность сотрудников к той работе, которую я проделываю. В итоге кто-то это оценил, кто-то воспринял как должное", – пояснил Алибек Алдонгаров.
Изменениям по инициативе нашего собеседника подверглись и праздничные премии. Если раньше они составляли определенную часть от оклада, то впоследствии уровнялись: одну и ту же сумму получают как рядовые сотрудники, так и руководители.
Наравне со всеми
"Понятно, что у нас есть разница в зарплате. Но во всем остальном, что касается премий, мебели, медицинской страховки, я хочу быть с сотрудниками на равных. Например, в прошлом году я узнал, что страховой пакет у руководителей шире, чем у других работников. Но ведь мы все можем заболеть. Поэтому на следующий год я предложил сделать всем одинаково", – отметил Алибек Алдонгаров.
Равенство коснулось и дизайна кабинетов. Наш собеседник отказался от громоздкого кожаного кресла "руководителя". Его кабинет довольно минималистичный: нет многочисленных грамот и дипломов, статуэток, огромных мониторов и персонального принтера.
"Мне так комфортнее, когда сотрудники заходят ко мне и видят, что я сижу за таким же столом и на таком же стуле, что и они. То же самое касается и облачной печати: если мне нужно что-то распечатать, то я, как и все, встаю и иду в коридор", – отметил собеседник.
Чтобы стереть границы и легче выстраивать коммуникаии с сотрудниками, Алибек Алдонгаров отказался и от такой формальности, как указание отчества.
"У нас восточный менталитет и к старшим людям принято обращаться по имени и отчеству. Я это уважаю, но в компании не применяю. Люди не думают: "Вот он – босс, а мы – простые рядовые сотрудники....", – рассказал собеседник.
Эту практику в "KAP Technology" ввели полтора года назад. На "ты", конечно, к Алибеку Алдонгарову его сотрудники не обращаются, но просто по имени активно называют.