К 30-летию Независимости Казахстана | 02 декабря 09:23

Зачем мы обучаем профсоюзных лидеров?

В последнее время заметно активизировалась деятельность АО «Самрук-Казына» в сфере социального партнерства. В группе компаний Фонда реализуется проект профессиональной учебы профсоюзных лидеров. Сегодня мы попросили рассказать об этом направлении работы главного менеджера по взаимодействию с портфельными компаниями Фонда управления по сбору и анализу информации ЦСВК Даулета Рахманкулова.

- Даулет Толеугалиевич, известно, что сотрудники ЦСВК проводят большую работу по обучению представителей трудовых коллективов и профсоюзов. Не могли бы Вы рассказать, с чего она начиналась, и каково нынешнее состояние этого проекта?

- В 2018 году в рамках одного из приоритетных направлений деятельности Фонда была создана Школа профсоюзных лидеров. Цель проекта – повышение уровня компетенции работников профсоюзных организаций и руководителей профорганизаций портфельных компаний Фонда. Учили современным методам достижения баланса между интересами работодателей и работников. Через Школу прошло в общей сложности 300 человек. Первоначально проект был запущен в городе Актау, так как Мангистауский регион являлся наиболее «горячим». На первом этапе в обучении приняли участие 25 человек из 15 компаний Фонда и аппарата региональных профсоюзных объединений.

Следующую группу мы организовали в Астане специально для 30 профсоюзных лидеров из центрального аппарата, а также пригласили на обучение представителей Павлодарской области, городов Экибастуз и Караганды.

Третья группа была сформирована из работников профорганизаций Атырауской области. Здесь мы пошли на эксперимент, и пригласили профлидеров не только из компаний Фонда, но и председателей профсоюзов здравоохранения, образования, а также руководителей нефтегазовых компаний, не входящих в состав холдинга «Самрук-Казына». Для нас это был своего рода «социальный замер»: мы хотели определить уровень восприимчивости представителей разных организаций к новым методам обучения.

- В 2020 году вы были вынуждены прервать работу?

- Да, в условиях пандемии мы не могли рисковать здоровьем слушателей, тренеров и преподавателей. Было принято решение временно не проводить занятий. Но уже в 2021 году Школа профсоюзных лидеров возобновила свою работу. На этот раз в обучении приняли представители профорганизаций предприятий, дислоцирующихся в городе Жанаозен.

В настоящее время проходят подготовку две группы - 40 человек, обучение проходит в Алматы. Первая группа, – 18 человек, -  это непосредственно представители профсоюзных организаций АО «Озенмунайгаз». Во вторую группу входят представители 10 нефтяных компаний из Жанаозеня.

- А как обстоят дела в профсоюзных организациях нефтесервисных компаниях, которые обслуживают дочерние компании группы Фонда?

- Будем откровенны, во многих нефтесервисных компаниях профсоюзов либо нет, как таковых, либо они находятся в стартовом состоянии. И поэтому неслучайно, что в наш курс обучения мы внесли очень много информации о том, как, в соответствии с действующим законодательством, построить работу профячейки. Мы поставили своей задачей восполнить пробелы в знаниях лидеров этих вновь образованных профсообществ.

- То есть, вообще нет никаких представлений о трудовом законодательстве?

- Скажем так, в той части, которая связана с работой профорганизаций. Да, к сожалению, новые лидеры, вышедшие из рабочей среды, не знают элементарных вещей. Но это поправимо. Мы видим, что они очень активно интересуются. Например, в первых числах ноября мы обучили 15 человек от трудового коллектива ТОО «КезБи». Вы, наверное, помните - работники именно этого предприятия летом трижды выходили на акцию протеста. Так вот больше всего их заинтересовали нюансы трудового законодательства. Не секрет, что большинство таких акций были признаны судом незаконными. А все потому, что не соблюдены процедурные моменты. Как правило, работники, отстаивающие свои права, начинают с прекращения работы, записи видеообращений и прочего. Но есть норма Трудового Кодекса: перед любой акцией протеста в адрес руководителя предприятия, трудовой инспекции и акимата направляется официальное уведомление. Затем стороны вступают в переговоры. А если это не соблюдено, то чего ж удивляться потом, что суд принимает сторону Закона?

 - А есть ли возможность у работников достичь своих целей, не выходя за рамки Закона?

- Многого можно добиться, вообще не выходя на акции протеста. Существуют абсолютно законные методы борьбы за свои права. И многие элементарные вещи наши слушатели узнали от нас впервые. Например, о коллективных договорах. Вновь избранные руководители профячеек нередко не придают этому значения. А ведь колдоговор – это внутренний нормативный документ компании, обязательный к исполнению. И на стадии его подготовки в нем можно прописать и обязательность выплаты надбавок к зарплате за сверхурочные, за работу в сложных экологических условиях, социальный пакет, медстраховку, единовременные выплаты по рождению ребенка, браку, смерти близких родственников… Коллективные договоры, которые подписываются между профсоюзами и работодателями, есть во всех портфельных компаниях Фонда. Но как выяснилось, они отсутствуют во многих нефтесервисных компаниях.

- Почему?!

- Потому, что, напомню, коллективный договор подписывается между работодателем и профсоюзом – представляющим интересы работников предприятия. А с кем их подписывать, если профсоюза нет? Профсоюз – это не просто кабинет, где выдают путевки в санаторий и талоны в спортзал. Это организация, призванная отстаивать права наемных работников. И если трудовой коллектив хочет видеть себя защищенным, он должен создать профсоюз, и выбрать председателя, который от имени работников будет вести переговоры. Причем, очень важно, чтобы председатель был освобожденным, то есть, не связанным с работодателем договорными отношениями. В этом случае зарплату ему будет выплачивать трудовой коллектив, отчисляя один процент от зарплаты в виде профсоюзных взносов. Все это придумано давно, и не нами. Действующий Трудовой Кодекс надежно защищает как работника, так и работодателя.

- Вы сейчас говорили о компаниях, в которых нет профсоюзов. Но есть и другие, где два, а то и три профсоюза, руководители которых не могут прийти к согласию. Кто здесь будет подписывать колдоговор?

- Трудовой Кодекс учитывает и такую коллизию. В этом случае в рабочую комиссию по формированию колдоговора должен быть избран представитель, координирующий работу всех существующих профобъединений.

Завершая нашу беседу, отмечу, что курс на усиление профсоюзных организаций и иных форм представительства интересов работников– это не очередная кампания. Это последовательная политика, являющаяся частью деятельности АО «ФНБ «Самрук-Казына» в сфере социального партнерства. И одним из важных элементов этой деятельности является профсоюзная учеба.