За три года работы программы экономия в закупках составила 7,3 млрд тенге.
В отличие от тендерного принципа закупок, в основе которого лежит отбор поставщиков по заранее установленным критериям, категорийные стратегии предполагают закуп продуктов или услуг с учетом совокупной стоимости владения. В данном формате в расчет берется не только закупочная цена, но и будущие издержки, которые могут существенно повлиять на общую стоимость оборудования или услуги.
Категорийное управление подразумевает стратегическое планирование и детальный анализ закупаемых товаров и услуг, а сам закуп производится с помощью кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. В закупках этого типа на первое место выходят не разрозненные цепочки "закупщик-поставщик", а категории товаров, например "Автомобили легковые и автобусы", "Медицинское страхование" и т.д.
Главная цель – отечественное производство
Категорийное управление представляет собой мощный инструмент поддержки отечественных производителей. В качестве примера можно отметить реализацию фондом в 2017-2018 годах пилотной закупочной категорийной стратегии по категории "Автомобили легковые и автобусы".
Благодаря внедрению этой стратегии объем гарантированного закупа у отечественных автопроизводителей за два года составил более 350 единиц на сумму 2,3 млрд тенге.
Ожидаемый совокупный экономический эффект от реализации стратегий на уровне фонда по категориям "Электроэнергия" и "Медицинское страхование" в 2018 году составит около 1,7 млрд тенге. фондом разработаны закупочные категорийные стратегии "Специальная обувь" и "Кабельно-проводниковая продукция". С помощью категорийного управления будет также обеспечена поддержка отечественных товаропроизводителей тяжелой и легкой промышленности
Запуск новых категорий закупок
"Надо признаться, идея категорийного управления закупками далеко не сразу была принята поставщиками и закупщиками. Сопротивление ощущалось как на внутреннем рынке, так и во внешней рыночной среде. Рационализаторам и разработчикам закупочных стратегий приходилось активно вовлекать в работу технических экспертов, создавать основы кросс-функционального взаимодействия участников закупок, формировать рабочие группы и команды, состоящие из специалистов самых различных подразделений и областей производства", - отмечают в компании.
На сегодняшний день в основном документе "Перечень категорий закупок для разработки и реализации закупочных категорийных стратегий" прописаны 80 категорий. Из них реализовано 25, в процессе реализации - 27, в разработке 28.