Ещй в декабре прошлого года, выступая на заседании Правительства РК, министр транспорта РК Марат Карабаев заявил о том, потенциал речного транспорта в Казахстане «используется не в полной мере». Так, по его словам, общая протяженность судоходных водных путей в Иртышском, Урало-Каспийском и Или-Балхашском бассейнах составляет 2 104 км. В Казахстане имеются более 19 600 судов, из них 779 судов транспортного флота. Также имеются три речных порта, расположенных в городах Атырау, Павлодар и Усть-Каменогорск.
«В текущую навигацию (сезон 2022-2023 годов - прим. ред) речным транспортом перевезено 1,6 млн тонн, из них более 90% грузоперевозок приходится на Иртышский бассейн. Следует отметить, что сегодня не в полной мере используется потенциал речного транспорта. В свою очередь, за счет развития речного транспорта к 2027 году планируется довести объемы перевозок до 4,6 млн тонн. При этом обеспечение безопасности судоходства является одной из важных задач, необходимых для развития отрасли», - сообщил Марат Карабаев.
Для этих целей, по заявлению министра, ежегодно проводятся работы по дноуглублению и дноочищению судового хода, а также выставлению знаков навигационной обстановки. В текущем году проведены дноуглубительные работы в объеме 2,5 млн кубометров. Также выставлено до 5 тыс. навигационных знаков и проведены дноочистительные работы в объеме 6 тыс. тонн.
Для усиления принимаемых мер по безопасности требуется:
- обновить технический флот;
- провести замену металлоконструкций ворот Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского судоходных шлюзов, износ которых составляет 87%;
- автоматизировать весь процесс путевых работ по обеспечению безопасности судоходства в целях ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств;
- предоставить право «Қазақстан су жолдары» на использование и реализацию речного песка, добываемого в ходе дноуглубительных работ.
Более того, министр считает, что развитие транзитных возможностей реки Иртыш позволит соединить новым транспортным сообщением Россию и Китай. Для развития данного маршрута будет предусмотрено строительство нового судоходного шлюза в районе города Семей. Также в районе поселка Тугыл будет построен порт, проложена железная дорога до границы с Китаем на участке Тугыл - Майкапчагай протяженностью 99 км. Ожидаемый объем перевозок составит 2-2,5 млн тонн.
Тему расширения «речного потенциала» затронули вице-премьер РК Серик Жумангарин и заместитель премьера Госсовета КНР Лю Гочжун, втречавшиеся накануне в Китае.
«Перспективным проектом является организация нового мультимодального транзитного сообщения между Китаем, Казахстаном и Россией с использованием Иртыша. До Китая товары могут доставляться речным транспортом с перегрузкой на ж/д транспорт на озере Зайсан, и далее до нового ж/д погранперехода Майкапчагай – Зимунай. Это позволило бы создать альтернативу традиционным ж/д и автоперевозкам, увеличить возможности товарооборота дополнительно на 3 млн тонн», - написал в своем аккаунте социальной сети Facebook Серик Жумангарин поитогам встречи.
Отметим, что ещё в ноябре 2019 года в Омске, на межрегиональном форуме сотрудничества России и Казахстана, главы Омской и Павлодарской областей обсудили развитие судоходства на Иртыше. Было заявлено, что Правительство Казахстана создаст специальную комиссию для изучения вопроса по дноглублению Иртыша и организовано судоходство в период полноводья - с мая по июль.