Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Любуясь красотой Большого Алматинского озера, многие из нас и не подозревают о том, насколько важную роль в повседневной жизни алматинцев играет эта горная жемчужина. Помимо того, что около 50 миллионов кубометров воды в год из БАО идет на нужды энергетики, озеро обеспечивает своей чистейшей водой около четверти всего объема хозяйственно-питьевого водопотребления Алматы.
Фото Айгуль Курганбаевой
Какими путями вода из БАО поступает в город, как регламентируются объемы и кем контролируются, кто отвечает за качество и нормативы подачи? Мы смогли узнать тайны лучшей алматинской воды, пройдя один из участков ее маршрута – почти шестикилометровый напорный тоннель между ГЭС-1 и ГЭС-2 Каскада алматинских гидроэлектростанций.
Вода – это государственный ресурс и ее использование регламентируется Водным кодексом. Так, забор воды для нужд Каскада алматинских ГЭС происходит на основании Разрешения на специального водопользования, которое выдает Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция. Причем вода, отработавшая на гидротурбинах, практически полностью поступает в водохозяйственную систему Алматы на питьевые и бытовые нужды горожан.
Фото Айгуль Курганбаевой
Вначале вода из озера по стальному напорному трубопроводу подается на ГЭС-1 и далее – на каскад гидроэлектростанций, расположенных ниже. После транзита воды по деривации Каскада ГЭС она поступает на водоприемные сооружения горводоканала Алматы в объемах, согласованных графиком водоподачи и с учетом сезонного потребления. А Каскад ГЭС обязан обеспечивать нормативный режим зон санитарной охраны водозаборов из поверхностных водных источников – рек и водохранилища БАО.
Первый, пожалуй, самый ответственный участок – напорный тоннель ГЭС-1 – ГЭС-2, который служит для транспортировки на станцию воды из БАО, а также забираемой воды из реки Кумбель-Су. Тоннель с бетонным покрытием проложен в срединной толще горного хребта диаметром 2,5 метра. Его построили почти 70 лет назад, и он все эти годы на совесть служит городу. Однако раз в пятилетку техническое состояние тоннеля необходимо обязательно обследовать. Поэтому мы вместе с бригадой специалистов, представляющих несколько специализированных городских структур, начали наш «водный патруль».
Фото Айгуль Курганбаевой
В этот раз всю экспедицию вел Сергей Стоянов, начальник гидротехнического цеха Каскада ГЭС. Но прежде чем в тоннель спустится экспедиция, из него удаляется вся вода, при этом ГЭС-2 на это время останавливается.
– Этот процесс был продуман изначально, – поясняет нам по ходу спуска Айгали Ермурзаев, главный инженер Каскада ГЭС. – Вода срабатывается через гидроагрегаты ГЭС-2, на период обследования туннеля ГЭС-2 вода с ГЭС-1 сбрасывается в русло реки Большая Алматинка, а затем снова осуществляется забор воды на плотине ГЭС-5, на нижеследующей станции. Все эти действия и вопрос временного уменьшения объема водоподачи согласовываются с соответствующему организациями. Что позволяет им своевременно накопить запасы воды для компенсации выбывающих объемов.
Принятую ниже воду можно будет запустить в систему, предварительно промыв семь километров русла Большой Алматинки. Что объяснимо: русло, как правило, сильно загрязнено послепаводковыми массами и бытовыми отходами. Это стало особенно сложно делать в связи с массовыми походами многочисленных туристов в ущелье. Последние, увы, не думают о последствиях своего отдыха как для природы, так и для системы обеспечения города водой и электроэнергией.
Чтобы решить все эти вопросы, готовится детальная программа остановки ГЭС-2, где четко прописываются действия персонала для обеспечения своевременного и безопасного выполнения намеченных мероприятий. Далее программа анализируется и прорабатывается цехами и структурными подразделениями Каскада ГЭС. После внесения поправок и согласований она утверждается главным инженером Каскада ГЭС. Лишь после этого начинается техническая подготовка к проведению обследования.
Когда подготовительные действия завершены и получены все согласования, формируется группа, которая после прохождения инструктажа переходит по подвесному мосту на восточный склон ущелья и через люк спускается метров на шесть вниз, в напорную камеру, откуда берет начало тоннель. В нашей группе неслучайно оказались представители нескольких структур: одни исследуют бетон, другие – металлическую часть тоннеля. Но в целом многофакторное исследование гидротехнических сооружений Каскада ГЭС проводится ежегодно.
Фото Айгуль Курганбаевой
– Таким образом учитываются все технические и природоохранные нормы, а также требования системы безопасности, – рассказывает нам во время беседы Азамат Сагадиев, начальник производственно-технического отдела Каскада ГЭС. – Все 5,8 километра сделаны с большой ответственностью, качественно, на совесть, на века. Поэтому Каскад продолжает и сегодня работать. Это отличное инженерное решение, бережное в отношении экологии.
Причем оно было продумано в те годы, когда еще не существовало жестко прописанных экологических нормативов. К слову, строительством тоннеля занималось Управление «Алма-Ата ГЭСстрой» в 1952–54 годах.
– При этом и сегодня тоннель надежен и крепок, что показывают наши постоянные рейды, и это при том, что за все эти годы он ни разу не ремонтировался, – поясняет нам Айгали Ермурзаев, главный инженер Каскада ГЭС. – Обследование же тоннеля – это очень трудоемкое мероприятие. Согласно нормативам, его обследуем раз в пять лет. Мы сами можем посмотреть тоннель только визуально, а подрядная организация обследует его инструментально: они видят, что происходит с тоннелем изнутри.
В этой экспедиции принимал участие опытный специалист Евгений Николаевич Асанов, руководитель работ ТОО «Гормонтажпроект» – директор проектного института «КазЭнергопроект». Он работает в этой сфере уже более 50 лет, занимается многофакторным обследованием гидротехнических сооружений Каскада ГЭС и Капчагайской ГЭС. В обследовании тоннеля он участвовал в третий раз, ранее проводил его в 2013 и 2018 годах.
Сам тоннель прямой, с тремя незначительными изгибами. Через каждые 100 метров – специальные пикеты – пронумерованные металлические пластинки от 1 до 58 в конце тоннеля. По маршруту имеются три штольни – Ручьевая, Шпигальского и Песчаная, каждая по 150 метров длиной. Это горизонтальные горные выработки с выходом на склон горы. Они необходимы на случай проведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий каких-либо ЧП, например, землетрясения. Штольни закрыты стальными решетчатыми дверями, вход доступен только бригадам специалистов Каскада.
– Тоннель в достаточно хорошем состоянии, – комментирует по ходу продвижения Евгений Николаевич Асанов. – С помощью георадаров мы определяем прочность бетона. Он показывает, что происходит с бетоном до метра глубины, обнаруживает полости, если они образовались. Это своего рода «слухач», который дает метрические показания. На их основании составляется заключение. Затем мы представим детальный отчет. В документе будет обобщена вся информация, связанная с геофизическим обследованием, определением прочности бетона, локализация всех мест, которые являются для тоннеля значимыми в части эксплуатации. А летом будем проводить батиметрическую съемку БАО, которая покажет технические характеристики озера (данные о его глубине).
Фото Айгуль Курганбаевой
Наша трехчасовая экспедиция подошла к концу – специалисты говорят, что визуально тоннель в порядке. Более точную информацию эксперты дадут в отчете. Пора наверх. Из уравнительной камеры на поверхность ведут скобы – 36 метров. Для страховки – канат. И это – не самое простое дело даже для тренированного человека…
По завершении экспедиции тоннель вновь заполнят водой, запустят ГЭС-2. На это уйдет несколько часов после принятия решения о запуске, но в ближайшие пять лет город продолжит получать и чистую воду, и чистую энергию уникального строительного сооружения Каскада алматинских ГЭС. Обследование туннеля входит в состав многофакторного обследования гидросооружений Каскада ГЭС. Многофакторное обследование гидросооружений выполняются ежегодно. По результатам обследования подрядными специализированными организация предоставляется заключение, где указываются готовность к эксплуатации гидросооружения.
Айгуль КУРГАНБАЕВА, Алматы. Фото автора
С другими материалами SK NEWS вы можете ознакомиться здесь (нажать)