Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Наш корреспондент побывал в Астанинском эксплуатационном вагонном депо и познакомился с работой этого подразделения КТЖ и с одной из ключевых и ответственных профессий железной дороги – осмотрщика-ремонтника вагонов, от которого зависит безопасность движения поездов - SKNews.
К слову, коллектив депо награжден сертификатом доверия в области безопасности и охраны труда АО «НК «Қазақстан темір жолы» по итогам 2022 года. Сертификат доверия – это знак безопасности, надежности и компетентности. Столичное вагонное депо – одно из градообразующих предприятий, это структурное подразделение филиала ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» – «Акмолинское отделение ГП».
Нас встречает начальник депо Бернар Жагипаров, молодой и перспективный руководитель. В этой должности работает полтора года. Окончил железнодорожный вуз, трудовой путь начал в цехе деповского ремонта пассажирских вагонов. Он также разбирается в тонкостях бухгалтерского дела, умеет сводить «дебет с кредитом».
Бернар Жагипаров отмечает, что рабочий процесс на железной дороге и в вагонном депо непрерывный. Движение поездов не может остановиться ни на секунду, а составы приходят и отправляются и днем, и ночью.
«От качества ремонта и технического обслуживания подвижного состава зависит бесперебойность работы железнодорожного транспорта, а также безопасность движения поездов», – говорит он, демонстрируя свое хозяйство.
Столичное вагонное депо – хозяйство солидное. Депо включает в себя 60 зданий: шесть пунктов технического обслуживания вагонов, опорный пункт технического обслуживания, 15 контрольных постов безопасности и другие объекты. Здесь трудятся 520 человек. Через депо проходят вагонопотоки четырех направлений: Карагандинского, Павлодарского, Кокшетауского и Костанайского. Общая протяженность участка обслуживания депо превышает 800 километров.
Вагонные «врачи-диагносты»
Осмотрщики, они же ремонтники депо, – специалисты «штучные». Они своего рода вагонные «врачи-диагносты». В депо работают более 450 осмотрщиков. Все они – настоящие профессионалы и люди с железным характером. За одну смену один специалист проходит свыше 30 тысяч шагов (куда там модным ЗОЖникам с их 10-ю тысячами), встречает и провожает более двух тысяч вагонов, простукивая их главным своим орудием – контрольным молотком. Дело очень ответственное, ошибки недопустимы. Дневная смена начинается в 09:00 и длится 12 часов. Перед сменой – предсменный медицинский осмотр, оперативное совещание с мастером.
Осмотрщик-ремонтник вагонов Еркин Сагындыков говорит, что железная дорога увлекает и влюбляет в себя на всю жизнь. Он пришел на «железку» после окончания железнодорожного вуза, за время работы в совершенстве изучил все технические нюансы своего дела.
«Нужно быть очень внимательным и ответственным. Есть свои тонкости в работе. Все должно иди по регламенту, работа у нас налажена», – рассказывает специалист.
В вагонном депо сплоченный коллектив, более опытные работники всегда делятся знаниями с молодыми сотрудниками, поэтому все недостатки устраняются вовремя, действуют организованно.
Работа осмотрщика – это образ жизни, отмечают в депо. Порой осмотрщики обнаруживают такие неисправности, которые сложно определить при визуальном осмотре. Говорят, что на помощь приходят не только внимательность, опыт и профессионализм, но и интуиция, и смекалка. В 2022 году за проявленную бдительность и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей в обеспечении безопасности движения поездов были премированы 16 осмотрщиков вагонов депо. Среди награжденных – осмотрщик-ремонтник вагонов Аскар Карабаев. Он дважды в прошлом году выявлял неисправности в вагонах. Его коллега Алибек Айтмаганбетов тоже обнаружил два трудновыявляемых дефекта подвижного состава. Отлично отработали в прошлом году осмотрщики Дамир Кыдралин, Алихан Джамашев, Михаил Васильев, Женис Адилбаев, Юрий Панфилов Канагат Нурмагамбетов и другие их коллеги.
Ежегодно в депо проводят конкурс профессионального мастерства среди осмотрщиков-ремонтников вагонов. Цели этого состязания – повышение профессионализма, уровня технических знаний и мотивации работников, совершенствование навыков по техническому обслуживанию вагонов и обмен передовым опытом. В 2022 году первое место присудили осмотрщику-ремонтнику вагонов Газизу Мухамеджанову. Ему было присвоено звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Второе место занял Алтынбек Кемелов. Третье – Торебай Женисбек. Лучшим по теоретическим знаниям стал Жуматай Сахариев.
«Рентген» для вагонов
В вагонном депо стараются держать марку и идти в ногу со временем.
«В нашем распоряжении – все необходимые средства: оборудование, шаблоны для измерения параметров, инструменты. Мы регулярно проходим дополнительное обучение», – говорит Бернар Жагипаров.
«Рентгеном» осмотрщики называют микропроцессорный комплекс технических средств мониторинга вагонов. Маленький черный ящик, внутри которого размещен комплекс, располагается вдоль железнодорожных путей. Во время прохода поезда «умная» техника ведет подсчет количества вагонов, бесконтактно выявляет перегрев букс колёсных пар вагонов и локомотивов, волочение деталей и заторможенность колесных пар. Этот прибор – дополнительное средство повышения безопасности движения поездов, которое затем сигнализирует о том, что колесную пару необходимо заменить на исправную. Информация с черного ящика попадает в диспетчерскую депо. В смену здесь работают четыре специалиста. В автоматизированной системе они ведут непрерывный мониторинг неисправностей подвижного состава. Сегодня на смене диспетчер Дина Урынбасарова, опытный специалист, она 15 лет работает на железной дороге.
лавная задача депо – осуществлять свою деятельность в сфере обеспечения исправного технического состояния грузовых и пассажирских вагонов, сохранности грузов и своевременной доставки. И ее коллектив успешно выполняет.
Любовь ПОДОЛЯК