Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Многие полагают, что пилот – исключительно "мужская" профессия. Однако сегодняшняя наша героиня – 21-летняя Екатерина Сверчкова – уверено доказывает обратное.
Проводником Екатерины в мир авиации стал ее папа. Когда-то он сам мечтал рассекать голубые просторы, но судьба распорядилась иначе.
Екатерина и ее папа
"Мне было 14 лет, когда папа спросил меня: "Хочешь прыгнуть с парашютом?". Уже летом я осуществила задуманное. Понравилось. Больше двух лет я занималась этим видом спорта, но напрямую с авиацией себя не позиционировала", – отметила девушка.
Совершить новый жизненный вираж девушка решилась ближе к 16 годам. Дело в том, что Аварийно-спасательный парашютный центр, где обучалась Екатерина, базировался в одном здании с филиалом Государственного авиационного центра. Там проходила бесплатная программа обучения для юношей и девушек до 18 лет.
"Принять участие в ней мне предложил один из инструкторов – Олег Русских. Такой шанс бывает раз в жизни, подумала я и согласилась. Свой первый самостоятельный вылет на легкомоторном самолете совершила в 16 лет, именно тогда я поняла, что авиация – это мое", – рассказала Екатерина.
Обучаться этому нелегкому делу уже на профессиональном уровне девушка начала в авиационном учебно-тренировочном центре "Балапан". После, желая подтянуть знания английского языка, она поступила в колледж на специальность "переводческое дело".
Первым местом работы Екатерины стал авиационный учебно-тренировочный центр "Балапан" в Караганде. Ее главными наставниками, которые всегда поддерживали добрым словом и советом, выступили Валерий Сибагатулин и Константин Елисеев.
Авиационные "отцы" девушки - Елисеев Константин и Сибагатулин Валерий
"Они поверили в меня как в пилота и довели до уровня коммерческой авиации", – отметила Екатерина.
В 2017 году наша собеседница получила рейтинг пилота-инструктора на однодвигательных самолетах. А летом 2018 года устроилась в Qazaq Air.
Первыми пассажирами Екатерины стали такие же поклонники неба, как и она сама. Что это значит?
"Это был показательный полет. Компанию мне составили пилоты-новички (по факту их не относят к числу пассажиров), то есть те, кто делал только первые шаги в огромный мир авиации. Я должна была рассказать, что такое самолет, показать весь процесс полета. Конечно, поначалу я испытывала легкое волнение. Ведь несла ответственность не только за самолет и себя, но и за жизни других людей. Однако оно улетучилось, как только шасси оторвались от земли. В небе я думала только о работе", – пояснила Екатерина.
"Со значительной сменой часовых поясов я не сталкиваюсь, максимум – это 60 минут. Большее напряжение испытываю во время ночных рейсов, которые длятся с 20:00 до 05:00. Противостоять сну сложнее всего с наступлением рассвета, 4-6 часов утра – тот период, когда организм на пределе своих возможностей. Кто-то бодрится кофе, кто-то не стесняется злоупотреблять энергетическими напитками. Я же стараюсь перед таким маршрутом хорошенько выспаться и отдохнуть", – рассказала собеседница.
Чтобы быть в хорошей физической и эмоциональной форме, в выходные дни Екатерина ходит в бассейн и занимается йогой. Иногда девушку настигают творческие порывы, и тогда она рисует.
"Мое хобби… Я люблю рисовать и читать. Со вторым сейчас немного однообразно, ведь почти вся моя библиотека – это законы и техническая литература", – добавила Екатерина.
По словам Екатерины, долгое время пилоты и бортпроводники с осторожностью относились к личным фотосессиям перед полетом. Однако с расцветом Instagram от этой приметы стали отходить.
"Сейчас каких-то категоричных табу нет. Единственный момент, к которому я отношусь очень щепетильно – пришивание перед рейсом пуговицы. Даже если она оторвалась тогда, когда я надевала форму, я кладу ее в карман и лечу так", – рассказала девушка.
А что по поводу обрядов? Их в авиакомпании нет. Однако перед рейсом экипажи всегда проводят 15-минутное собрание, обсуждают полетное время, высоту, на которой будут лететь, количество пассажиров, погоду, а также повторяют краткий инструктаж по действиям персонала в аварийных ситуациях.
Не остался без внимания и вопрос о стереотипах. Мужчины считают, что доверять женщине транспорт – опасно для окружающих. Но одно дело – автомобиль, а другое – самолет.
"Мне очень везет на коллег. Что в авиационном центре, что в Qazaq Air все относятся друг к другу по-дружески, с теплотой и заботой: всегда поддерживают, помогают. Каких-то шуток, подколов я никогда не слышала", – отметила Екатерина.
Начнем с первого.
"Работа в авиации подарила мне очень много знакомых и друзей. И чем чаще я летаю, езжу на какие-то обучающие курсы, тем больше их становится. Приятно чувствовать себя частью большой авиационной семьи, корни которой разрослись не только по всему Казахстану, но и другим странам", – рассказала Екатерина.
Второй важный положительный момент – постоянная смена обстановки.
"Сейчас я уже не представляю, что смогла бы сидеть в офисе, заниматься чем-то рутинным. Каждый день я встречаю разных людей, преодолеваю новые маршруты. Это как путешествие длиною в жизнь", – добавила Екатерина.
Не лишена эта профессия и недостатков. Но Екатерина, поскольку начала осваивать ее сравнительно недавно, выделила для себя лишь один – невозможность четкого планирования.
"У нас строгий график работы. Но ведь бывают и форс-мажорные обстоятельства, например, когда заболевает кто-то из коллег и нужно срочно выйти. В таких случаях приходится резко менять планы, несмотря на то, что я уже договорилась о встрече с родными или друзьями. Такие моменты подбивают. Ведь они отражаются не только на мне, но и на близких людях", – пояснила девушка.
"Думаю, что нет. Конечно, как бы то ни было авиация оставляет свой отпечаток на воспитании: дисциплинирует, заставляет относиться к каким-то вещам более серьезно, принимать быстрые и хладнокровные решения. Все эти качества переходят в обычную жизнь. Но иногда я позволяю себе дать "слабину", побыть эмоциональной на земле", – рассказала Екатерина.
В завершение разговора мы поинтересовались у Екатерины, не екает ли ее сердце при виде парашютов. Ведь именно с них все началось… И практикует ли она этот вид спорта сейчас?
"Помню, инструкторы частенько шутя интересовались: "Ну что, определилась, кто ты – летчик или парашютист?". Ведь подавляющее большинство пилотов никогда не совершали прыжки (за исключением военных летчиков). Как правило, они боятся: как можно выпрыгнуть из летящего исправного самолета, это же полное безумие! Я не практикуюсь уже два года, но желание вновь ощутить свободный полет есть. Почему такой перерыв? Просто это травмоопасный спорт, и даже незначительный перелом, например, голеностопа, может привести к тому, что придется как минимум на год выпасть из авиации, а это не есть хорошо для карьерного роста. Я начала более серьезно относиться к своему здоровью", – пояснила собеседница.
Екатерина отметила, что очень любит свою работу. В будущем она хотела бы стать командиром воздушного судна и перейти с турбовинтовых самолетов на реактивные.
Евгения СЕМАШКИНА