Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
На фоне растущей роли газа в энергобалансе Республики, Energy Monitor побеседовал с генеральным директором ТОО «PSA» (органа, уполномоченного от имени Министерства энергетики РК осуществлять представительство по вопросам реализации интересов Полномочного органа в Соглашении о разделе продукции по Северному Каспию) о текущем положении дел, а также о дальнейших планах по реализации газовых проектов. SK NEWS предлагает читателям ознакомиться с мнением значимого в нефтегазовой сфере казахстанского агента
- Бекет Темиртаевич, расскажите о задачах, вызовах и главных приоритетах PSA?
- Главным приоритетом полномочного органа является защита интересов Республики в Соглашениях о разделе продукции по проектам Кашаган, Карачаганак и Дунга.
Если говорить о среднесрочной перспективе, на сегодняшний день мы ставим перед собой помимо первоочередных стандартных задач в виде обеспечения своевременных решений для бесперебойной и безопасной реализации проектов, безопасного и своевременного запуска текущих капитальных проектов, оптимизации бюджетов, также и дополнительные задачи, заключающиеся в необходимости внесения ясности по историческим спорным вопросам и параллельном продвижении по ним арбитражных процедур, завершении изучения перспектив создания собственных мощностей по переработке газа на базе Карачаганакского месторождения.
Очевидно, что роль газа в мировом энергобалансе растет. Правительство РК уделяет особое внимание и ставит задачи по изучению возможностей развития газового потенциала месторождений.
Что касается вызовов, как вы знаете, последние несколько лет, были сопряжены с непростой макроэкономической и геополитической ситуацией в мире, что, безусловно, оказало серьезное влияние на привычные цепочки связи взаимодействия бизнеса во всех индустриях, в т.ч. в нефтегазовой индустрии (проблемы логистики, риски задержки строительства).
В дополнение, недавние весенние паводки в стране стали крупнейшими за многие годы, повлекли значительные масштабные разрушения в регионах подтопления, в том числе и Западно-Казахстанской области.
Сложившаяся чрезвычайная ситуация потребовала срочных решений, связанных с реализацией проектов. В частности, за счет средств Карачаганакского проекта, Оператором и Полномочным органом в 2024 году были приняты оперативные и своевременные решения по выделению средств на борьбу с последствиями паводков в Западно-Казахстанской области путем перераспределения и пересмотра приоритетов бюджета проекта.
Несмотря на все вышеизложенные вызовы последних лет, среднесрочные цели Полномочного органа реализуются как по проекту Кашаган, так и Карачаганак: достигнуты хорошие результаты по добыче и реализации продукции, успешно и без задержек продвигаются критичные проекты (на Карачаганаке проекты дальнейшего расширения ПРК 1, на Кашагане – достигнут прогресс в продвижении поставок кашаганского сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики).
- С учетом активных публикаций как в отечественных, так и в зарубежных СМИ, просим подробнее прокомментировать текущие арбитражные разбирательства, в частности беспрецедентный иск по Северо-Каспийскому проекту.
- Да, должен подтвердить, что между Республикой и Подрядными Компаниями проектов на сегодняшний день существует ряд определенных разногласий.
Предъявленные требования не нашли урегулирования в прошлом, в связи с чем, пользуясь своим правом по Соглашениям о разделе продукции, мы были вынуждены передать претензии на рассмотрение в независимый Международный арбитраж.
К сожалению, с учетом требований конфиденциальности и активной стадии арбитража, я не могу раскрывать и комментировать детали по данному вопросу.
Невзирая на имеющийся спор, операционная деятельность и совместное управление проектом продолжает осуществляться в стандартном режиме, инвесторы продолжают получать генерировать доходы от проектов.
Важно понимать, что разрешение спорных накопившихся за исторические периоды вопросов требует разрешения, в том числе для внесения ясности в перспективы будущего развития проектов. Полагаю, в этом должны быть заинтересованы все участники проекта.
- Как вы можете прокомментировать некоторые высказывания о влиянии данных арбитражей на инвестиционный климат страны?
- На мой взгляд, стоит разграничивать понимание инвестиционного климата и коммерческие споры между субъектами, коими и являются активизированные арбитражи по проектам.
Ухудшение инвестиционного климата в стандартном понимании отражает общую оценку ряда факторов, таких как ограничение прав инвесторов, использование государственных полномочий для расторжения договоров, нарушение стабильности многолетних соглашений о разделе продукции, ограничение инфраструктуры, трудовых ресурсов и многое другое.
Подача текущих исков в международный коммерческий арбитраж не связана ни с одним из вышеперечисленных факторов. Претензии Республики к Консорциуму основаны исключительно на фундаментальных процедурах и требованиях Соглашений о разделе продукции. Права инвесторов в данном случае полностью соблюдены, положения о стабильности Соглашений не нарушены.
Более того, это лишь свидетельствует о приверженности Республики к соблюдению общепринятых в мировом бизнес-сообществе механизмов разрешения спорных ситуаций. В отношении текущих претензий — передача разрешения споров между сторонами в юрисдикцию независимого и нейтрального арбитражного трибунала была определена еще на моменте заключения Соглашений о разделе продукции.
Ранее, сами Подрядные Компании также неоднократно прибегали к такому механизму разрешения споров, в котором Республика добровольно отстаивала свои интересы и уважала право Подрядчика на обращение в арбитраж.
Справка Energy Monitor. Между Республикой и Подрядными компаниями возникал ряд споров, которые по инициативе Подрядчика разрешались согласно предусмотренным процедурам: одним из них является налоговый арбитраж, начатый по иску Подрядных компаний по Карачаганакскому проекту в 2021 году где оспаривается суверенное право Республики проводить налоговую проверку Доли Республики; также претензии Подрядных компаний Карачаганакского проекта во вопросу оплаты экспортных таможенных пошлин (ЭТП), завершившиеся подписанием Соглашения об урегулировании 2011 года, помимо этого, проводилось экспертное разбирательство по иску Подрядных компаний в 2023 году, в котором оспаривалось право Республики в управлении Северо-Каспийским проектом.
Мы не должны забывать, что предоставление долгосрочных прав инвесторам на освоение стратегических для страны месторождений – это не только об обязательствах Республики по обеспечению стабильности, предоставлению гарантий инвесторам во всевозможных аспектах, это в той же мере об обязательствах Инвесторов перед Республикой по эффективной, бережной и рациональной эксплуатации, развитию месторождений.
- Расскажите подробнее о текущей деятельности на проектах, а также о планах и перспективах по дальнейшему освоению, развитию проектов?
- В настоящее время наблюдается хороший прогресс с Партнерами по Северо-Каспийскому проекту в вопросе поставок кашаганского сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики.
По результатам переговоров между Республикой и Иностранными Инвесторами достигнуты договоренности по условиям сделки купли-продажи сжиженного нефтяного газа Кашаганского месторождения.
Переговоры между Республикой и Партнёрами Северо-Каспийского проекта были обусловлены высокой потребностью Республики Казахстан в сжиженном нефтяном газе, и в целях удовлетворения растущей потребности внутреннего рынка страны.
Согласно совместному плану, в рамках проекта Оператор Северо-Каспийского проекта NCOC обеспечит поэтапную реализацию сжиженного нефтяного газа с территории установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак», а АО НК «QazaqGaz» построит трубопровод и необходимое технологическое оборудование для обеспечения приема, хранения, перевалки и фракционирования кашаганского сжиженного нефтяного газа.
Поставка сжиженного нефтяного газа планируется на конец 2025 года, с выходом на максимальную проектную мощность в более 700 тысяч тонн в год к 2027 году после завершения инфраструктурных работ.
Полномочный орган рассчитывает на такой же рациональный и конструктивный подход со стороны Партнеров и в отношении реализации будущих этапов Полномасштабного Освоения месторождения Кашаган.
Оператором СКП прорабатывается концепция поэтапной реализации Полномасштабного освоения Кашагана, которая позволит увеличивать добычу нефти месторождения Кашаган соответственно после реализации каждого этапа. Своевременная реализация Полномасштабного освоения Кашагана значительно повысит экономическую выгоду от Проекта как для Республики, так и для Подрядных компаний.
Карачаганакский проект, являясь крупнейшим нефтегазоконденсатным месторождением в мире, на сегодняшний день обеспечивает стабильную и высокую отдачу для всех участников проекта.
Карачаганак на данном этапе находится на стадии реализации проектов по поддержанию полки добычи нефти на уровне 11 млн. тонн в год.
На каждую тонну добытого конденсата приходится около 1400 кубометров извлеченного сернистого газа. С начала действия ОСРП на месторождении было добыто порядка 264 млн. тонн жидких углеводородов (ЖУ) и 376 млрд. м3 газа. Обратная закачка газа в пласт за аналогичный период времени составила порядка 167 млрд. м3.
Плановые показатели добычи КПО на 2024 год составляют: нестабильных жидких углеводородов 12,45 млн. тонн, газа – 24,53 млрд.м3, а также обратной закачки газа 14,8 млрд.м3.
Планом будущего освоения месторождения предусмотрена реализация инвестиционных проектов расширения Карачаганака Этап I (ПРК1) с целью поддержания полки добычи ЖУ. Состоит из двух этапов А и Б. Реализация проектов запланирована на 2020-2028годы.
Проект ПРК-1А считается на сегодняшний день завершенным и готовым для ввода в эксплуатацию проектом. Так 6-го сентября т.г. с участием представителей Акима ЗКО, МЭ РК и Полномочного органа состоялось торжественная церемония запуска 5-го компрессора в рамках ПРК1А. Это действительно важное событие для месторождения.
ПРК-1А является на сегодняшний день первым, можно сказать, достигнутым рубежом в реализации пошагового Проекта расширения Карачаганака.
ПРК-1А был санкционирован нами четыре года назад (в декабре 2020г.) и реализовывался, как я отмечал уже ранее, в сложный период, сопряженный с серьезными вызовами как ранее отмеченные нарушения цепочки поставок и многое другое.
Своевременно принятые решения содействовали уменьшению последствий воздействия пандемии, геополитических событий на реализацию проекта. На сегодняшний день завершение проекта успешно осуществилось в безопасном режиме и в рамках базового графика проекта.
ПРК-1А увеличит прибыль, отдачу для всех частников Карачаганакского проекта за счет поддержания полки добычи стабилизированных жидких углеводородов.
Проект ПРК-1Б является 2-ой фазой проекта расширения Карачаганакского месторождения, который включает в себя строительство 6-го компрессора обратной закачки сырого газа и направлен на дальнейшее поддержание уровня добычи жидких углеводородов.
Проект санкционирован в 2022 году и находится на пиковой стадии строительных работ. Общий прогресс реализации работ составляет 58,6% при плановых 24,3%. Таким образом, проектные работы находятся в хорошем темпе. Все работы и прогресс находятся на постоянном контроле Полномочного органа.
Республика ожидает дальнейшего успешного продвижения и эксплуатации проекта ПРК1А, а также своевременного завершения строительных работ и ввода в эксплуатацию следующего этапа расширения Карачаганака в рамках проекта «ПРК-1Б».
Одним из наиболее важных аспектов реализации проектов расширения Карачаганака является создание дополнительных рабочих мест в регионе. На пике работ по ПРК 1А количество дополнительно созданных рабочих мест, задействованных в строительстве, т составляло порядка 4 300 человек, в рамках ПРК 1Б на пике мы ожидаем порядка 900 дополнительных рабочих мест.
После завершения ПРК-1Б, перспективы развития месторождения Республика связывает с развитием газового потенциала месторождения.
Что касается будущих, потенциально крупных проектов, и, в частности Проекта Карачаганакского ГПЗ… Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день важным для будущего развития Карачаганакского проекта является решение вопросов по его газовой стратегии.
Сегодня, как вам известно, сегодня на месторождении для поддержания добычи ЖУ сырой газ частично закачивается обратно в пласт, частично перерабатывается на ОГПЗ (в рамках Долгосрочного контракта с КазРосГаз).
Отсутствие перерабатывающих мощностей на месторождении ограничивает возможности по производству и сбыту больших объемов газа.
Переработка дополнительного объема газа для поставок на внутренний рынок и сжиженного нефтяного газа (СНГ, пропан/бутан) путем строительства нового ГПЗ является стратегическим направлением для будущего развития месторождения.
Перспектива Карачаганакского газового завода и его экономическая целесообразность в настоящее время рассматривается сторонами. Вместе с тем, для обеспечения экономической отдачи строительства нового завода, Р=Оператор рассчитывает на цену товарного газа на выходе завода выше цены внутреннего рынка, что осложняет продвижение вопроса. Полагаю это одна из немногих причин почему при наличии такого потенциала газа, вопрос строительства ГПЗ на базе мощностей Карачаганака не решался так долго.
Повторюсь, что роль газа в энергобалансе будет только расти. Республика намерена рассматривать различные варианты реализации проекта ГПЗ как с участием Оператора проекта, так и без.