Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Одежда, коляски, бытовая техника, продукты… Это лишь часть наименований вещей, которые за ненадобностью или из благих целей сдают в магазин. Кто может получить их? Насколько это дело вообще необходимо? Ответы на эти вопросы в интервью корреспонденту SKNews дал руководитель фонда «Каркын» Жандос Абумутафұлы.
– Расскажите, пожалуйста, о бесплатном социальном магазине. Кто потенциальные получатели вашей помощи?
– Фонд «Каркын» был создан в 2019 года. И бесплатный социальный магазин – одно из направлений его деятельности. В этом месте вещи получают вторую жизнь. Одни люди приносят их, другие, те, кто нуждаются в поддержке и помощи – представители многодетных или малообеспеченных семей, сироты, а также люди с инвалидностью – могут на безвозмездной основе взять их (подтверждающие документы обязательны).
Мы постарались сделать магазин максимально комфортным: выбрали помещение с большой площадью, высокими потолками, сделали ремонт, установили стеллажи. Важно, чтобы люди, приходя к нам, не чувствовали себя как-то неудобно, хочется, чтобы у них было полное ощущение всеми любимого шоппинга.
– Какие категории вещей вы принимаете?
– Не только одежду. Большим спросом пользуются коляски – особенно среди многодетных семей, посуда, детские велосипеды и самокаты, обувь, постельные принадлежности, бытовая техника, продукты питания.
Говоря о последнем пункте, отмечу: мы сразу смотрим срок годности, находим в нашей базе человека, кто может нуждаться в продовольствии, связываемся, и если слышим утвердительный ответ – отвозим. Мы увидели спрос на такую помощь и начали еженедельно, по пятницам, за собственные средства и средства Фонда, также нам помогают друзья и «соседи» по магазину, закупать продуктовые наборы и обеспечивать ими за раз 10 и более семей.
Есть планы открыть пункты сбора продуктов: шесть дней собирать – один день раздавать. Пока думаем над системой.
– Увеличилось ли количество посетителей после введения в стране карантина?
– Отличительная особенность нашего магазина – наличие базы. Мы регистрируем каждого человека, кто отоваривается у нас. Это позволяет не только следить за справедливым распределением вещей, об этом расскажу позже, но и вести статистику.
Например, в мае бесплатный социальный магазин посетили 700 человек. В июне этот показатель был достигнут уже спустя 18 дней. Я думаю, это стало следствием пандемии – состояние людей ухудшилось. Однако нужно отметить, что увеличилось и количество приносимых вещей. Думаю, самоизоляция трансформировала нас, люди стали переходить на более минималистичный образ жизни.
Есть те, кто приносят вещи в магазин на постоянной основе – они разных возрастов, представляют разные профессии. По моим наблюдениям, люди доверяют тем площадкам, которые работают стабильно, где есть обратная связь. Нам приятно, что мы в этом числе.
– Какие необычные вещи приносили в магазин?
– Мы убеждены, что на каждую вещь найдется новый хозяин. Например, в один день нам принесли три пары костылей и спустя буквально несколько часов пришли люди, которые нуждались в них. Или… был супинатор голеностопного сустава. Мы выставили у нас в Instagram, что появилась такая вещь. На следующее утро пришел человек – забрал.
– Возникают ли в магазине конфликты? На какой почве?
– Конечно. У нас следующие правила: нуждающийся человек может взять вещи в магазине только раз в месяц: по три единицы на каждого члена семьи (и пять вещей, если ребенку до пяти лет). Иногда люди берут больше положенного, мы объясняем, что так нельзя – возникает недопонимание. Иногда посетители начинают препираться между собой по поводу того, кому достанется та или иная вещь. Предметом спора, как правило, служат новые вещи (с этикеткой). Как решаем? Начинаем выяснять, кому эта вещь нужнее. Например, конфликт возник из-за распашонки. У первой женщины есть грудной ребенок, а у второй – самому младшему малышу уже четыре года, следовательно, и надобности в ней уже нет (наверное, берет для кого-то из родных или друзей).
Мы стараемся передавать вещи максимально справедливо. Это наша основная задача.
– Осознанно ли люди относятся к выбору вещей или руководствуются правилом: взять, чтобы было?
– По-разному. Есть постоянные гости. Они заходят всегда с улыбкой, проявляют свое уважение, берут только то, что им действительно нужно, строго по количеству. А есть те, кто вместо положенных 20 вещей, например, берет 40. Такие моменты мне непонятны, ведь придя в обычный магазин, мы не закупаемся в таком объеме.
Когда просим посетителей отсортировать взятый товар – встречаемся со стойким сопротивлением. «Вам люди бесплатно приносят, жалко, что ли?» – такие высказывания мы слышим каждый день.
– Но, наверное, не меньше в свой адрес вы получаете слов благодарности?
– Да, это радует. Недавно ко мне в магазине подошел мужчина и пригласил на разговор. «Я работаю на стройке и уже год не покупаю вещи для своей семьи, четверых детей, все необходимое берем здесь. Это позволило нам подкопить деньги, выбраться из нужды. Я родом из Семея, хочу помочь своим землякам – открыть подобный магазин в родном городе. Можете мне помочь?». Меня очень вдохновила эта история, я подумал: значит, мы все делаем правильно. Человек, который долгое время получал помощь, захотел сам делиться ей.
Конечно, я посодействую ему, дам на первое время 20-30 сумок вещей, пока люди не привыкнут и не поймут эту систему.
– Планируете масштабировать этот проект на регионы?
– Да. Не так давно сразу несколько населенных пунктов в Туркестанской области оказались подтоплены из-за наводнения, начавшегося после прорыва дамбы в Узбекистане. В Шымкенте есть точно такой же социальный магазин, и после этой ситуации все его полки опустели. Дело в том, что в регионе люди устроены по-другому, многие занимаются земледелием, разводят скот и снашивают свою одежду на нет, поэтому «пополнение» в магазине происходит сравнительно редко. Мы решили им помочь и отправили 40 сумок вещей.
К сентябрю мы планируем запустить конкурс среди желающих открыть подобные магазины в других областях Казахстана. Мы готовы помочь с документами, ежемесячно предоставлять вещи.
Расширяться хотим и в столице, открыть магазин в каждом из районов города. К этому мы однозначно придем, может, через год, возможно, через два. Сейчас здесь только один магазин – на левом берегу.
– На начальном этапе стоял вопрос о заработной плате продавцам, удалось ли его решить?
– Да, содействие оказал акимат Нур-Султана. Центр занятости населения до конца года выделил нам определенную сумму на содержание двоих сотрудников. Заработная плата, а это чуть больше 70 тысяч тенге (с вычетом налогов), небольшая, особенно для жизни в столице, но пока других вариантов нет. Если появится еще какая-то помощь – будем рады.