Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
По данным Министерства энергетики, уже к 2035 году потребление электроэнергии в Казахстане достигнет 152,4 миллиарда киловатт/часов, в то время как действующие станции смогут выдать лишь 135 миллиардов киловатт/часов. При этом многие ТЭЦ, будучи старыми и сильно изношенными, давно работают на пределе своих возможностей. Их ремонт и модернизация обходятся в миллиарды бюджетных тенге. Вопрос существенного увеличения существующей генерации они не решают - Tengrinews.kz.
Закрыть нарастающий, как снежный ком, дефицит электроэнергии и соблюсти при этом обязательства по углеродной нейтральности, которые взял на себя Казахстан, можно только построив АЭС. В Казахстане для строительства станции уже сегодня есть все необходимое: начиная с запасов урана, по которым мы занимаем лидирующее место в мире, заканчивая научной базой и специалистами.
"Атомная промышленность у нас развита хорошо. Настолько, что мы уже начали делать топливо для станций и поставлять его в Китай. Это самая верхняя ступень. Следующая – это строительство АЭС у себя", - рассказал гендиректор ТОО "Казахстанские атомные электрические станции" Тимур Жантикин.
Жантикин напомнил, что у Казахстана даже есть опыт эксплуатации атомной станции: речь идет о первом в мире опытно-промышленном реакторе на быстрых нейтронах БН-350, работавшем в Актау с 1973-го по 1999 год. Более того, сегодня в республике действуют три исследовательских реактора: ВВР-К на базе Института ядерной физики в Алматы, а также ИВГ.1М и ИГР - на базе Национального ядерного центра в Курчатове. С их помощью казахстанские ядерщики успешно проводят эксперименты и научные исследования.
Как известно, в 2017 году Казахстан провел у себя международную специализированную выставку "ЭКСПО-2017: Энергия будущего", главной темой которой стала "зеленая" энергетика. Сегодня, на фоне планов по строительству АЭС, многие вспоминают это событие и задаются вопросом: почему мы не компенсируем дефицит электроэнергии с помощью ветровых генераторов или солнечных батарей? По словам эксперта, главная причина заключается в том, что генерация за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ) отличается нестабильностью.
"Ветер то дует, то нет. Солнце может надолго спрятаться за тучи. Вы же не сможете, когда свет то есть, то его нет? Поэтому нужно маневренные мощности держать, чтобы гасить такие колебания возобновляемых источников энергии. В классике нужна хорошая базовая генерация - угольная, атомная, на которую уже "накладывают" ВИЭ", - объяснил Жантикин.
Тем временем получить сегодня средства на развитие новой угольной генерации довольно проблематично. Именно поэтому все больше стран сегодня вводят атомную генерацию.
"Если посмотреть на карту, 400 с лишним реакторов по миру работает. Самое главное - атомная энергетика в основном представлена в развитых странах с хорошей промышленностью. Например, в США насчитывается 93 атомных реактора. Вырабатываемая ими электроэнергия достаточно дешевая. Если в себестоимости угольной генерации топливная составляющая очень большая, то в случае с атомной генерацией все наоборот. В той же Америке самая низкая стоимость - на АЭС. Отпускная цена на станциях там составляет всего 3 цента за киловатт/час", - отметил эксперт.
По словам Жантикина, в России доля атомной генерации уже составляет около 20 процентов. В густонаселенном Китае собираются строить около 120 реакторов. Всерьез задумался о строительстве АЭС и наш южный сосед Узбекистан. Согласно данным из открытых источников, первая станция будет построена в Джизакской области республики в 2033 году.
Для строительства же в Казахстане было выбрано село Улкен в Жамбылском районе Алматинской области. В качестве еще одной локации рассматривался город Курчатов в области Абай. Предпочтение в итоге отдали югу страны, где уже сейчас намечается серьезный дефицит базовой генерации.
Еще в 2022 году в Казахстане был составлен шорт-лист поставщиков проверенных реакторных технологий, куда вошли Китай (CNNC), Россия (Росатом), Южная Корея (KHNP) и Франция (EDF). По словам министра энергетики Алмасадама Саткалиева, Казахстан также рассматривает предложения от двух американских компаний: General Electric и NuScale. Столь широкий выбор объясняется тем, что современные станции, как правило, строит не одна страна или компания, а консорциум.
"Например, в Турции генеральный подрядчик - "Росатом", но турбины французские, а электроника немецкая. Или в Египте: генеральный подрядчик тоже "Росатом", но по электрической части работают корейские профессионалы", - пояснил Тимур Жантикин.
Сегодня специалисты рекомендуют Казахстану построить станцию мощностью до 2800 мегаватт с водо-водяными реакторами поколения 3 и 3+, которых отличают улучшенные экономические показатели и, что немаловажно, повышенная безопасность. На реакторах такого класса не было аварий. Они защищены контейнерами, которые, согласно расчетам, могут выдержать падение большого самолета вроде Боинга. Кроме того, современные станции отличает и высокая сейсмоустойчивость - до 9 баллов.
Понятно, что возведение АЭС – небыстрый процесс. Его можно разделить на несколько этапов. Как известно, Президент предложил вынести вопрос строительства на общенациональный референдум - его можно назвать отправной точкой. В случае, если большинство казахстанцев выскажется за строительство, то после этого должны быть окончательно утверждены район размещения станции, применяемые технологии и их поставщики. Далее разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства, на основании которого правительство должно принять окончательное решение о строительстве. Если оно будет положительным, разрабатывается проектно-сметная документация, и только потом начинаются строительно-монтажные работы и поставки оборудования. Прогнозные сроки реализации проекта составляют 11 лет, из которых непосредственно стройке отводится 5 лет.
Уже на стадии эксплуатации АЭС можно столкнуться с проблемой утилизации радиоактивных отходов. По словам Жантикина, существует два подхода, как поступать с отработанным топливом.
"Есть подход американский, когда топливо хоронят. Европейцы выступают больше за переработку, поскольку там остается еще не сгоревший уран и образуется плутоний, который можно использовать во вторичном цикле. Кстати, наш Ульбинский металлургический завод – единственное предприятие, которое умеет работать с регенерированным ураном. В Советском Союзе была именно такая технология", - поведал эксперт.
Есть у Казахстана необходимый опыт и в утилизации отходов. К примеру, отработанное ядерное топливо с упомянутого выше реактора БН-350 хранится на территории бывшего Семипалатинского испытательного полигона в транспортно-упаковочных контейнерах под контролем и гарантиями Международного агентства по атомной энергии. Там же, на полигоне, находится хранилище отработанных источников ионизирующего излучения, представляющее собой мощное сооружение из специального бетона, а также временные хранилища исторических радиоактивных отходов ангарного типа.
Еще один вопрос, который неизбежно встанет при запуске АЭС в Казахстане, - это подготовка собственных кадров для отрасли. Как считает гендиректор ТОО "Казахстанские атомные электрические станции", за специалистов нам переживать также не стоит.
Читайте по теме: АЭС "Аккую": чему учит турецкий опыт
"У нас есть люди, которые на практике работают на атомных реакторах. Это исследовательские реакторы, но работать на них порой сложнее, чем на самих АЭС. Ядерную физику они знают хорошо и умеют управляться с этими реакторами. Плюс у нас идет подготовка кадров. Открылся филиал Московского инженерно-физического института. Появляются новые специальности в университете энергетики и связи в Алматы и в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете. Заключаются соглашения по подготовке кадров с разными странами: с Россией, Францией. Другой вопрос - это операционный персонал АЭС. Его готовят уже в процессе строительства станции. Когда мы выберем конкретный проект, операционный персонал начнут готовить непосредственно под него", - заявил Жантикин.
Эксперт считает, что в перспективе в Казахстане может встать вопрос о строительстве нескольких станций. Ведь для того чтобы обеспечить энергетическую безопасность государства, генерация должна быть выше, чем потребление. Тем временем на первую АЭС придется лишь 8-10 процентов от общей генерации.
"Нужны где-то 3-4 станции. Или же на одной станции ставить больше энергоблоков. Например, сегодня мы рассматриваем вариант со станцией с двумя блоками по 1200 мегаватт. А можно поставить четыре блока. Тогда будет 4 800 мегаватт. Варианты развития могут быть разные. Заказ идет от энергетиков: сколько мощности надо, в каком месте", - пояснил он.
Напомним, что реализация этих далеко идущих планов целиком зависит от воли казахстанцев, которую предстоит выразить на общенациональном референдуме. Конкретную дату нам обещали назвать позже по итогам консультаций.
Подготовил Эльдар НУРУЛЛИН