Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Как попасть в авиацию, в чем заключается работа бортпроводника, сложно ли пройти отбор? Именно такие вопросы чаще всего задают представителям "небесной" профессии. Редакция SK News решила отойти от этого классического набора и поинтересоваться о простых жизненных вещах.
Главным героем материала стала 23-летняя Асия Бекегулова, бортпроводник компании QAZAQ AIR. Мы посмотрели на нее не просто как на представителя прекрасной профессии, окутанной ореолом романтики и путешествий, а как на личность – разностороннюю и интересную.
Почему авиация?
– Интерес к авиации пробудился еще в студенческие годы. На летних каникулах я отправилась по программе Work and Travel в США. Это был мой первый столь длительный перелет, он занял больше 11 часов (из Москвы). Находясь в воздухе, я внимательно наблюдала за работой бортпроводников, которые были очень опрятны, вежливы, коммуникабельны. И в какой-то момент мне в голову закралась мысль: если для кого-то полет на самолете важное, волнительное событие, то для них – обыденность. Именно тогда я впервые задумалась над тем, что хочу попробовать свои силы в этой профессии, небо манило меня.
Окончив педагогический вуз, я устроилась в аэропорт Актобе агентом наземной службы. На этой позиции пробыла недолго: спустя время узнала о том, что авиакомпания QAZAQ AIR набирает бортпроводников, отправила резюме и прошла отбор.
Сейчас говорить об отборе легко, но тогда я очень переживала. Были те, кто пришли на него случайно, например, за компанию с другом, и те, кто осознанно. Я относилась к числу последних, для меня было важно, чтобы меня приняли.
Особый страх вызвал финальный тест: было страшно оступиться тогда, когда пройдены почти все этапы.
Как проходит стандартный рабочий день?
– Максимальная продолжительность рабочего дня – 12 часов. И поскольку вероятность того, что все это время я проведу на ногах велика, перед рейсом всегда хорошо высыпаюсь. Для этого мне достаточно 7-8 часов, то есть если мне нужно проснуться в 05:00 – ложусь спать в 21:00. К такому неустойчивому режиму жизни организм привык и легко "принимает" сон в любое время суток.
За каждым членом экипажа заезжает развозка. Время выхода из дома мы называем "pick up". Для того чтобы успеть собраться, позавтракать – все это, конечно, в режиме нон-стоп, мне необходимо полтора часа.
Собрав всех, едем в офис. Там проходит брифинг: сначала отдельно для бортпроводников, а затем с участием пилотов. Во время совещания, которое длится 15-20 минут, мы обсуждаем детали предстоящего рейса: полетное время, высоту, на которой будем лететь, количество пассажиров, погоду. После брифинга проходим медицинскую проверку и следуем на борт.
У каждого члена экипажа своя нагрузка. Однако первостепенная задача всех – убедиться в безопасности предстоящего полета.
После того как сотрудники борт-цеха (они привозят еду и напитки) покидают самолет, мы проверяем салон на наличие в нем посторонних предметов. Убедившись, что все в порядке, сообщаем об этом командиру и по его команде начинаем посадку пассажиров. Именно в мои обязанности входят их встреча и подсчет.
Завершив рейс и вернувшись обратно на базу, еще 30 минут мы находимся на борту. Это наше рабочее время, когда мы должны закончить все свои процедуры. После за нами приезжает машина, отвозит в офис, там мы сдаем полную полетную документацию. На этом все.
Если рейс был не сложный, например, разворотный: в Шымкент и обратно, который в общем длится три часа, то после работы у меня остается время заняться своими делами. Если более продолжительный, то по возращении домой я стараюсь сразу хорошенько отдохнуть.
Выходной: чем занимаетесь?
– В выходной день я обычно не ставлю будильник, просыпаюсь тогда, когда хочу. Сразу принимаю душ, готовлю завтрак, ем. Утренняя трапеза для меня одна из самых любимых, не пропускать ее я научилась тогда, когда пришла в авиацию. Ведь именно благодаря завтраку можно сохранять активность на протяжении дня. Кушаю я всегда долго, буквально смакую каждый кусочек, ведь позволить себе такое удовольствие в рабочие дни удается редко. В это же время звоню родителям, они живут в другом городе, или смотрю сериал.
После стараюсь куда-нибудь выбраться: сходить с подругами в магазин, кино, бассейн или салон красоты. В обязательном порядке посещаю заведение, где можно вкусно покушать. Поскольку профессия обязует всегда оставаться в хорошей физической форме, предпочтение жирной еде, фастфуду отдаю очень редко, выбираю здоровую, но всегда разнообразную пищу.
Как восстанавливаете силы?
– Периодически я хожу на плавание и в тренажерный зал. Если говорить о более серьезных занятиях спортом, то это езда на лошадях и сноубординг. Иногда, конечно, устраиваю себе так называемые ленивые дни: сплю, смотрю фильмы, читаю книги. Успокоиться и настроиться на нужный лад мне помогает игра на домбре. Этот мелодичный инструмент я открыла для себя совсем недавно, впрочем, как и живопись. Очень хочу научиться рисовать масляными красками, пока получается не очень, но я стараюсь. Времени, чтобы развиваться, охватывать новые направления, мне хватает. Я живу полноценной жизнью, занимаюсь любимым делом.
На работе в униформе, а в свободное время?
– За что я люблю свою профессию, так это за то, что по утрам мне не нужно думать, в чем пойти на работу: летом это платье, зимой – брючный костюм. В нерабочее время предпочитаю стиль кэжуал, одежду с акцентом на удобство и практичность. Туфли и нежные платьица в повседневной жизни надеваю лишь на торжественные мероприятия.
Назовите достоинства и недостатки профессии бортпроводника?
– Начну с плюсов. Во-первых, это разнообразие. Мы каждый день ходим на работу, строго носим форму, но наш сегодняшний день не похож на вчерашний, а завтрашний день не будет похож на сегодняшний. Каждый рейс – это новые эмоции, пассажиры, города, погодные условия. Во-вторых, длительный отпуск – 60 дней. Для меня этой большой бонус, ведь сейчас я буквально разрываюсь меду тремя городами: в Актобе живут мои родители, в Актау – вторая половинка, в Алматы собственно я. Благодаря большому отпуску, поскольку всегда делю его на несколько частей, я могу находиться рядом со своими близкими несколько раз в год.
Минусы у этой профессии тоже есть. Самый главный из них – негативное влияние на здоровье: радиация, давление. Пассажирам незаметно, поскольку не многие летают часто, кроме этого, во время полета они сидят, а бортпроводники практически весь рейс находятся на ногах. В молодом возрасте такая нагрузка ощущается не сильно, однако со временем заявляет о себе. Кроме этого, не всегда и везде удается правильно питаться, часто это приходится делать на бегу.
Вокруг авиации и, в частности, бортпроводников много стереотипов. Развеете их?
– Вопреки расхожему мнению, что стюардессы зарабатывают баснословные деньги, могу уверенно сказать, что это не так. Все достаточно приземленно. Многие убеждены, что у бортпроводников нет личной жизни, а их единственная любовь – бесконечное небо. Спорить с последним утверждением, конечно, сложно... Но у многих моих коллег есть семья и дети. Кто-то пришел в авиацию и здесь обрел вторую половинку, кто-то устроился бортпроводником или пилотом уже будучи семейным человеком.
Всегда удивляют и доводы о том, что стюардессы, подписав контракт, определенное время не имеют право выходить замуж или заводить детей. Это выдумка.
Кем станете, если решить сменить профессию?
– На данный момент что-то менять я не хочу, единственная цель – идти вверх по карьерной лестнице. Покинуть эту сферу деятельности я решу, наверное, лишь тогда, когда задумаюсь о создании семьи. Сейчас я ничем не обременена и могу беззаботно летать из одного города в другой, перекусывать на бегу, по полдня находиться на ногах. Это мне нравится. Но в будущем я вижу себя заботливой мамой и женой, хочу заниматься домашними делами. А на все это нужно гораздо больше времени и сил, чем есть у меня сейчас.
Евгения СЕМАШКИНА