Главная Новости Будущее Байконура
13 декабря 2021, 12:37 5388

Будущее Байконура

Будущее Байконура

В скором времени на космодроме Байконур из наследия СССР останется только пусковая установка № 6 площадки 31, предназначенная для запуска носителей «Союз-2» в пилотируемом и непилотируемом вариантах. Такая «перспектива» заставила российскую и казахстанскую стороны предпринять ряд мер, направленных на дополнительное развитие региона и комплекса «Байконур», пишет на своей странице в Facebook журналист Олег Ахметов.

 Космодром Байконур, с которого были запущены первый искусственный спутник Земли и первый космонавт нашей планеты, навсегда вошел в историю человечества.

Введенный в эксплуатацию в 1957 году, Байконур сегодня является одним из старейших космодромов в мире, а также крупнейшим среди действующих. Он занимает площадь 6717 км².

После распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан. И, благодаря стратегическому партнерству Республики Казахстан и Российской Федерации, инфраструктура Байконура была сохранена - 10 декабря 1994 года был подписан основополагающий договор между Правительством России и Правительством Республики Казахстан об аренде комплекса «Байконур» Российской Федерацией на 30 лет. А затем аренда космической гавани была продлена до 2050 года.

Востребованность Байконура на рубеже XX и XXI веков обусловлена широкой номенклатурой запускаемых ракет. Это и легкий класс, представленный носителем типа «Циклон» и другими, и средний класс, внесший самый значимый вклад в развитие космонавтики, воплотившийся в линейку ракет Р-7 - «Восток» - «Восход» - «Молния» - «Союз» - «Союз-2», а также уникальный комплекс «Зенит», и тяжелый класс, представленный «Протоном». Кроме того, на космодроме длительное время действовали пусковые установки других ракет.

Позже многие космические ракетные комплексы (КРК) были выведены из эксплуатации по различным причинам - КРК «Циклон» и «Зенит-М» украинской разработки и производства прекратили свое функционирование из-за охлаждения отношений между Россией и Украиной, космическая система «Энергия-Буран» оказалась слишком затратной и невостребованной, а самый известный «Гагаринский старт» для ракет семейства «Союз» приостановил свою пусковую деятельность ввиду перехода России на новые носители «Союз-2» и ожидает решения вопроса о своей модернизации. Были сняты с эксплуатации и ракетные комплексы шахтного базирования.

В результате, последние два десятка лет основную загрузку космодрому обеспечивали запуски ракет «Союз-2» с пилотируемым и грузовыми миссиями к МКС, а также старты «Протонов» с автоматическими космическими аппаратами.

С учетом того, что ракета-носитель «Протон-М» использует токсичные компоненты ракетного топлива, Россия и Казахстан пришли к соглашению о поэтапном сокращении пусков ракет этого типа и об их завершении к 2025 году. И тогда на космодроме Байконур из наследия СССР останется только пусковая установка № 6 площадки 31, предназначенная для запуска носителей «Союз-2» в пилотируемом и непилотируемом вариантах.

Такая «перспектива» заставила российскую и казахстанскую стороны предпринять ряд мер, направленных на дополнительное развитие региона и комплекса «Байконур».

В целях создания на космодроме рабочих мест, лидеры двух стран приняли решение о строительстве на Байконуре современного космического ракетного комплекса «Байтерек» - комплекса с высоким уровнем экологической безопасности.

Основным принципом проекта являлась его совместная реализация - российская сторона создает перспективное средство выведения на экологически чистом топливе, а казахстанская - наземную инфраструктуру для его запусков. При этом для российской стороны преимуществом такого решения являлось снижение затрат на реализацию проекта и получение дополнительной стартовой площадки для перспективной ракеты, а казахстанской оно дало возможность создания собственной современной наземной космической инфраструктуры (НКИ) для средств выведения, а также сохранения востребованности космодрома Байконур.

К проекту «Байтерек» приковано пристальное внимание руководства России и Казахстана – он является единственным в области космонавтики, который включен в планы сотрудничества двух стран.

Следует отметить, что по предложению президента РФ Владимира Путина модернизированный стартовый комплекс получит название «Назарбаевский старт» - в честь первого Президента Казахстана, давшего жизнь этому проекту.

Наша справка

Первоначально проект «Байтерек» планировалось реализовывать на базе ракеты «Ангара». Однако в 2018 году он был переориентирован на «Союз-5». Принятие такого решения позволило дополнительно оптимизировать расходы, в первую очередь, казахстанской стороны, в связи с тем, что создание наземной космической инфраструктуры осуществлялось не с нулевой отметки, а путем модернизации существующих объектов НКИ из состава КРК «Зенит-М».

По статистике, в мире средний срок создания КРК сопоставимого с «Союзом-5» класса составляет не менее 8 лет. При этом стоимость может достигать 10 млрд долл. США. Создание же нового комплекса на базе существующего КРК «Зенит-М» позволяет снизить сроки возведения объектов, начала летных испытаний и значительно уменьшить общую стоимость разработки ракеты-носителя и модернизации объектов НКИ.

С учетом того, что в постсоветский период заметную часть загрузки космодрома Байконур формировали коммерческие пуски (в первую очередь, носителей «Протон»), целесообразным было создание ракеты-носителя, отвечающей современным требованиям коммерческого рынка. Ракета «Союз-5», занимая по грузоподъемности позицию между «Союзом-2» и «Протоном-М», должна стать востребованным средством выведения, поскольку в сегменте средств выведения среднего и тяжелого классов в последнее десятилетие осуществлялось наибольшее количество пусков в год - 37 и 19 соответственно.

Проект по созданию ракеты «Союз-5» активно реализуется - к настоящему моменту завершаются проектные работы, изготовлены и успешно прошли огневые испытания два двигателя первой ступени РД-171МВ, изготовлен опытный образец бака окислителя первой ступени «Союза-5», и успешно состоялись его статические испытания, в фазе активной реализации находятся работы по другим составным частям перспективной ракеты-носителя.

Принято решение о применении конфигураций ракеты-носителя «Союз-5» на Байконуре с двумя видами головных обтекателей и двумя типами разгонных блоков, что делает новый носитель более гибким на международном рынке пусковых услуг и позволяет предлагать потенциальному заказчику значительно более широкий спектр возможностей по выведению полезных нагрузок.

КРК «Байтерек», неразрывно связанный с проектом «Союз-5», в настоящий момент находится на этапе завершения эскизного проектирования и имеет крайне сжатые сроки реализации. Поэтому, предприятия космической промышленности, задействованные в проекте, предпринимают максимальные усилия, чтобы даже с учетом изменений окружающей действительности, связанных с эпидемиологической обстановкой, а также затруднений экономического характера, реализовать проект в установленные сроки с высокой степенью надежности и качества. Потому что, «Байтерек» является выгодным для обеих сторон - России он позволяет ускорить процесс начала летных испытаний и вывода на рынок новой ракеты-носителя «Союз-5», а Казахстану дает возможность сформировать в стране новые компетенции, сохранить и развить исторически и стратегически значимый космодром Байконур, а также изменить статус государства на космическом рынке и перейти от роли арендодателя космической инфраструктуры к роли полноценного оператора.

Проект «Байтерек» - это будущее Байконура, залог дружбы и сотрудничества Казахстана и России в области освоения космического пространства, основа для совместного ведения коммерческой деятельности, реализации жизненно важных национальных проектов.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS
SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194) SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194)

Смотрите также

Видео Все видео
Фотоальбомы Все альбомы
Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: